"Пятница, 13" родом из Библии

Исследование перипетий, связанных с числом 13, чрезвычайно увлекательно. Можно узнать, например, что вера в "пятницу, 13" - одна из разновидностей трискаидекафобии




Лакенмайер Н. Чертова дюжина: История одного суеверия / Пер. с англ. А. Турова. – М.: КоЛибри, 2006.

Помню, в университете был такой предмет – этнография. Это наука о быте, обычаях, нравах разных народов. Учебник больше походил на справочник: какие народности как одеваются, чем и что едят, во что веруют, какие дома строят. Выучить решительно невозможно. А препод, маленький-лысенький, был фанатом своей науки, от которой у нас пухли мозги. И как мы, студенты, смеялись над ним, над этим чудаком-этнографом!

Кто бы знал тогда, какая мода пойдет на его предмет лет через пятнадцать! Только называется теперь эта наука на западный манер – культурной антропологией. И влезает в ее рамки все-все-все, что только можно себе представить. Например, история защитных мероприятий во время вспышек бубонной чумы в Европе. Или история отношения индейцев к белым завоевателям в свете верований в возвращение Кецалькоатля. Или влияние синтоизма на особенности устройства японского жилища. Короче, какие исследования ни веди в области истории, если только они коснулись быта и нравов – все, это культурная антропология. А что же в истории не касается быта и нравов? Если учесть, что все великие решения монархи великих держав принимали во время ритуала облачения или трапезы, или на охоте, то вся история – это история быта. И нравов. И еще верований, влияющих и на то, и на другое.

О верованиях и идет речь в книге Лакенмайера. Вернее, о суевериях. С точки зрения американца, самое распространенное суеверие в мире – это уверенность в несчастливом воздействии числа 13. Чертовой дюжины или, как его называли в XIX в., пекарской дюжины. Оказывается, существовало обыкновение добавлять бесплатно 13-ю булочку, если кто-то заказывал дюжину. Традиция восходит к средневековому католицизму, где число 13 считалось священным, так как было символом Христа и 12 апостолов. Кстати, одно из самых распространенных объяснений причины суеверного страха перед чертовой дюжиной – это его связь с Тайной вечерей. Как известно, Христа распяли непосредственно после вечери, и отсюда якобы происходит поверье, что из 13 человек, оказавшихся за одним столом во время трапезы, один непременно умрет в течение года.

На самом деле установить, откуда явилась уверенность в зловредности числа 13, весьма затруднительно. Ясно одно: это суеверие очень молодое, оно зародилось только в XIX столетии, пережило пик популярности в начале XX в. и в наши дни постепенно сходит на нет. Более того, в наше время число 13 обрело статус счастливого, особенно в среде неоязычников, связывающих его с 13-дневным лунным циклом, с женскими божествами и, наконец, с циклом менструальным, который, по мнению неоязычниц-феминисток, является священным. Трискаидекафобия (научное название страха перед числом 13, появившееся в начале прошлого века, когда, под влиянием фрейдизма, он попал в разряд фобий) сменилась трискаидекафилией, то есть признанием чертовой дюжины удачным числом.

Особую роль в зарождении трискаидекафилии сыграли люди, родившиеся 13-го. Они вовсе не хотели соответствовать верованию, что такие дети – пожизненные неудачники. И стали считать 13 своим счастливым числом. Мой сын, к примеру, родился 13 ноября, и я ничего не могла с этим поделать. Когда ему определили номер 13 в раздевалке новой школы, он сказал: "Значит, в этой школе мне больше повезет, чем в той".

Исследование перипетий, связанных с числом 13, как и большинство исследований из области культурной антропологии, чрезвычайно увлекательно. Можно узнать, например, что вера в "пятницу, 13" - одна из разновидностей трискаидекафобии – обязана своим происхождением биржевому игроку Томасу Лоусону, написавшему свой единственный и ныне заслуженно забытый роман под названием "Пятница, тринадцатое". Вера в несчастливый день и несчастливое число слились воедино и до сих пор не разъединились. Ну а уж по всему миру примету разнес знаменитый фильм Шона Каннингема "Friday the 13th", который смотрели, наверное, все. Режиссер признает, что название, удачно смененное уже при завершении съемок, стало одним из решающих факторов успеха. Успех был настолько велик, что вера в несчастливую пятницу пустила корни даже в Испании, где исторически несчастливым днем считался вторник, особенно вторник 13-го.

Известно, что боязнь числа 13 настолько сильна, что в американских небоскребах часто пропускают 13-й этаж. Автор провел исследование, выясняя, во всех ли гостиницах Нью-Йорка отсутствует 13-й этаж, и оказалось, что он есть только в одной из них – "Уолдорф-Астории". Вероятно, один из владельцев отеля был членом "Клуба тринадцати", чрезвычайно популярного в начале XX века. Клуб, историю которого можно найти в книге, ставил своей задачей борьбу с суевериями, особенно с верой в чертову дюжину.

Кроме того, автор опросил все иностранные консульства, чтобы обрисовать географию бытования числового поверья. Выяснилось, что оно охватывает почти весь ареал распространения католичества и совершенно отсутствует на Востоке, где есть собственная примета, связанная с числом 4. В азиатских кварталах американских городов не найдешь ни четвертых этажей, ни домов или квартир № 4, ни четвертых улиц, и вообще не найдешь этого числа. Потому что слово "четыре" во многих восточных языках (например, в китайском) является полным омонимом слова "смерть".

Книга Лакенмайера, изобилующая примерами из жизни, литературы и истории, выдает мощную исследовательскую работу над материалом, результаты которой изложены с завидной упорядоченностью в 13 (конечно же!) главах. Благодаря легкости и ясности языка книга с удовольствием читается и отлично запоминается. Я теперь поражаю друзей и знакомых своей продвинутостью в области истории суеверий, которые, поскольку они бытуют, интересны человеку любого возраста, пола и образовательного уровня. Это вам не сухая статистика этнографии, о которую я ломала мозги в университете!

Выбор читателей