"9 рота" марширует за "Оскаром"

Военная сага Федора Бондарчука "9 рота" брошена российским оскаровским комитетом на новую высоту: она должна отбить "Оскар" Американской киноакадемии в категории "Лучший фильм на иностранном языке"


ФОТО: КиноКадр



Военная сага Федора Бондарчука "9 рота" брошена на новую высоту: она должна отбить "Оскар" Американской киноакадемии в категории "Лучший фильм на иностранном языке". В лонг-лист, составленный российским оскаровским комитетом, вошли 14 отечественных картин, которые увидел зритель в 2006 году.

По итогам обсуждения и тайного голосования из 14 киноработ был составлен шорт-лист, куда вошли пять картин: "9 рота" Федора Бондарчука, "Живой" Александра Велединского, "Остров" Павла Лунгина, "Эйфория" Ивана Вырыпаева и "Изображая жертву" Кирилла Серебренникова.

По словам председателя российского оскаровского комитета Владимира Меньшова, буквально, что называется, "ноздря в ноздрю" шли две ленты – "9 рота" и "Остров". "Я был убежден, что в результате останется "9 рота"; высоко ценю эту картину, но и меня поразили цифры ее зрительского успеха, - продолжил он в интервью "Российской газете". - Фильм вплотную приблизился к "Дневному дозору", хотя на его рекламное обеспечение потрачено в разы меньше средств. И это не фэнтези, а военный фильм. И социологам еще предстоит понять, что в нем привлекло молодую аудиторию". Тем не менее фильм Бондарчука обошел картину Лунгина всего на один голос.

Теперь самый главный вопрос: каковы шансы "9 роты" там, в Америке? На это Владимир Меньшов ответил так: "Мне трудно об этом судить - как они там, в Америке, примут концепцию афганской войны, представленную в нашем фильме, - восприятие войны с точки зрения молодых ребят, которые в ней участвовали".

Газета "Известия" так оценивает шансы фильма на получение "Оскара". Величина кассовых сборов "9 роты" может произвести впечатление на американских киноакадемиков, а вот эпитет "патриотический" вряд ли будет фильму на руку. Все-таки, пишет газета, персонаж Бондарчука с товарищами воюет не где-нибудь, а в Афганистане – последнем в холодной войне месте столкновения США и СССР. Правда, отряд, атаку которого должны отбить пацаны из девятой роты, возглявляет сам бен Ладен, что является заметным плюсом.

Газета напоминает также, что последним российским фильмом, пробившимся в оскаровские номинанты, был "Вор" Павла Чухрая. Случилось это в 1997 году.

А что касается самого фильма… Хочется привести один комментарий читателя интернет-журнала "Кинокадр".

"Всем привет. Я командир третьего взвода разведроты 345-го полка, того самого, который в Новый год сменил взвод Вити Гагарина, и который пришел на помощь, когда все это случилось. Начало боя мы видели с позиций 2 пдр, которая, кстати, достойно билась в начале операции при выходе на "задачу". Роту никто не бросал, и бой она вела в составе полка. А кино и есть кино. Спасибо за память, за то, то заставили пережить заново давно ушедшее, но родное и бывшее как будто вчера. За проверку временем тех, с кем все это пройдено".

Корреспондент "Yтра" обратился за комментарием к главному редактору "КиноКадра" Роману Корнееву, и вот что он сказал:

"Отечественные отборщики на "Оскар" за последние успели изрядно запутаться в собственных предпочтениях в процессе этого отбора. Вместо того чтобы постараться отправить в Голливуд кино действительно выдающееся, представляющее нас как кинодержаву, происходят очевидные даже наблюдателям со стороны гадания, "кто же у нас может понравиться академикам".

Между тем год за годом от нашей страны представляются на рассмотрение заокеанских коллег (по разным, а зачастую и просто конъюнктурным, клановым соображениям) кино для мирового уровня более чем среднее. Единственный фильм, который за последние годы имел реальный шанс оказаться в шорт-листе номинантов оскаровской церемонии среди иностранного кино, была "Кукушка" Александра Рогожкина, но и она была проигнорирована отечественной комиссией.

История с "9 ротой", которая буквально "по фотофинишу" не попала в прошлогодний номинационный список и по той же причине была продавлена в этом году, очень показательна в том смысле, что это неплохое коммерческое кино, не лишенное элементов авторской драмы, имеющее ряд спорных моментов, при этом обладающее и массой достоинств, но это по американским и мировым стандартам, как ни крути, обычный среднекассовый военный боевик, реальных шансов на статуэтку дядюшки Оскара практически не имеющий.

Изменится ли ситуация с номинантами с ростом отечественного кинопроизводства, кажется, только усугубляющаяся, в будущем? В следующем году в список отборщиков попадет сразу три представителя питерской школы (читай, кинокомпании СТВ) - Александр Рогожкин, Алексей Балабанов, Сергей Сельянов - и, возможно, методы, а также цели предоскаровского отбора номинантов от России переместятся в более конструктивное русло".

Выбор читателей