Постмодерн высокого уровня

"Если я рисую собаку, старуху, дерево, мертвого солдата, Сталина, грязного бомжа без ноги – это все равно я, разницы между мной и остальными нет", - Александр Джикия часто сам становится героем своих карикатур


Александр Джикия



Звезда грузинского художника Александра Джикии взошла на небосклоне московской арт-сцены примерно в середине восьмидесятых годов прошлого века. Выпускник Московского архитектурного института, он неожиданно обнаружил в себе незаурядный талант художника-графика. Его яркие, гротескные и необычайно характерные рисунки, балансирующие на грани высокого искусства и абсурдной карикатуры, стали чуть ли не самыми адекватными иллюстрациями к произведениям Даниила Хармса. Одновременно Джикия публиковал свои работы в различных журналах, снимал фотографии и преподавал искусство дизайна в далекой Анкаре. Нетрудно догадаться, что за истекший период у художника накопилось немало произведений, которые составили ядро выставки "Ретроспекция", открывшейся в залах Центра Дизайна ARTPLAY. А самых горячих поклонников творчества Александра Джикии ждет еще и только что изданная книга "Полный каталог".

Рекомендовать Александра Джикию знатокам современного искусства не имеет смысла: он достаточно известен и даже далеко не в узких кругах. А "Ретроспекцию" просто необходимо посетить тем, кто, например, где-то слышал такое модное слово "постмодернизм", но пока не разобрался, что же это за явление. Или, наоборот, встречал этот термин исключительно в уничижительном контексте, ибо порой его (и не без основания) используют как ругательство. Так вот, рисунки Джикии дают самое полное представление о том, что собой представляет искусство постмодернизма, причем искусство самого высокого уровня.

Каждая работа художника необычайно многослойна: литературные источники и художественные ассоциации сплетаются в единый ком, сложный по составу, но такой узнаваемый, что большинство его произведений не нуждаются ни в каких комментариях и, в отличие от творчества современных концептуалистов, понятны даже самому далекому от актуального искусства зрителю. Этому, разумеется, способствует и сам жанр карикатуры, изначально существовавшей как массовое искусство.



Александр Джикия

И все же рисунки Джикии – это не просто занимательные и остроумные сюжеты на бумаге. В каждом произведении чувствуется рука опытного, талантливого рисовальщика. Художник смело обращается с белым фоном, то оставляя широкие поля по краям, то резко смещая изображение в сторону. Например, Бетховен вместе со своим инструментом буквально выглядывает из-за края листа. Обыгрывает ли автор контуры античных ваз и формы классической скульптуры, использует ли любимые приемы графики Пикассо или поздних декупажей Матисса, обращается ли к традициям родного грузинского орнамента или русского лубка, ему удается создать собственный неповторимый образ, который при ближайшем знакомстве еще непременно окажется иллюстрацией не то к гомеровской Одиссее, не то к дантовому "Аду", не то к популярному анекдоту. Если добавить к этому непреодолимую любовь автора к загадочным химерам, выходящим у него особенно таинственными и изящными, то в лице Джикии мы получим типичного героя нашего мракобесного времени: интеллектуальный эстет, надежно укрывшийся за стеной черного юмора.

Кстати, художник совершенно не скрывает своей причастности к сомнительным жизненным коллизиям, нашедшим свое художественное воплощение в его рисунках. Не случайно зачастую он сам становится героем своих же карикатур. "Есть форма рассказа от первого лица, и я часто ею пользуюсь, - признается Александр. – Это придает рассказу убедительности. Тебе больше верят, когда ты говоришь: я там был. Или: я это придумал (хотя я никогда ничего не придумываю). С другой стороны, каждый художник, что и кого бы он ни рисовал, все равно рисует себя. Поэтому, если я рисую собаку, старуху, дерево, мертвого солдата, Сталина, грязного бомжа без ноги – это все равно я, разницы между мной и остальными нет. И в жизни я (иногда) чувствую, что все, кто живет на этом свете – это я. Поэтому бывает так тяжело жить".

Выбор читателей