Святой Себастьян как жертва политики

В Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина прибыла одна из лучших картин итальянского Возрождения из коллекции Дрезденской картинной галереи – "Святой Себастьян" Антонелло да Мессины


ФОТО: museum.ru



В Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина прибыла одна из лучших картин итальянского Возрождения из коллекции Дрезденской картинной галереи – "Святой Себастьян" Антонелло да Мессины. Несмотря на то, что в целом мероприятие позиционируется как выставка одного произведения (в залах ГМИИ уже неоднократно открывались подобные мини-проекты), на этот раз заграничный шедевр экспонируется в окружении довольно пышного антуража, составленного из фондов Пушкинского музея.

Поводом для небольшого турне стало возвращение картины после весьма радикальной реставрации. Созданная около 1478 г. работа неоднократно ретушировалась и "поновлялась", а в XIX столетии была переведена с дерева на холст, что не способствовало улучшению ее сохранности. Привести шедевр в чувство планировали чуть ли не с середины прошлого века, но только в 1999 г. его отправили в реставрационные мастерские Государственных Художественных собраний Дрездена. Но, хотя по мнению кураторов, "недавно проведенная реставрация картины вновь позволяет увидеть ее во всем блеске совершенства", многие тайны "Святого Себастьяна" до сих пор не раскрыты.

Согласно преданию Антонелло да Мессина был первым итальянским художником, научившимся писать маслом (до этого секрет масляных красок знали только нидерландские живописцы). Новая техника, позаимствованная чуть ли ни у самих братьев Ван Эйков, не сразу получила распространение в южной Европе. За исключением работ венецианских живописцев, вскоре перенявших опыт Антонелло, яркие, насыщенные светом картины да Мессины долгое время выделялись на фоне более сдержанных произведений его современников, традиционно работавших с темперой. Так вот, невзирая на ряд исследований и анализов, специалисты до сих пор не могут точно утверждать, пользовался ли в данном случае художник прогрессивными масляными связующими или ограничился лишь одной темперой. В любом случае, "Святой Себастьян" считается одним из лучших произведений мастера.

Покровитель солдат и полицейских, а по совместительству – защитник от чумы, св. Себастьян был любимым персонажем творцов Высокого Возрождения. Чтобы запечатлеть казнь привязанного к столбу христианского мученика, художники получали редкую возможность изобразить в картине, предназначенной для церкви, героическую "античную наготу". Не случайно фигура Себастьяна так часто напоминает мощные торсы древнеримских воинов. Кроме того, простая, в сущности, житейская незадача, случившаяся с бывшим римским солдатом, позволяла живописцам написать главного героя в подходящем жизненном контексте. Панорама итальянского средневекового города и фигурки аборигенов, погруженных в будничные заботы, представляют не меньший интерес, чем фигура умирающего мученика. А особо просвещенные эстеты потратят немало времени на расшифровку различных символов, запрятанных в композиции: например, обломок колонны на первом плане намекает на скорую гибель языческой культуры, а мощное дерево, растущее прямо из каменных плит, – на вечную жизнь и процветание христианства. Первоначально эта картина представляла собой левую створку триптиха, выполненного Антонелло в Венеции для церкви Сан Джулиано. Правая створка, на которой был изображен св. Христофор, и центральная часть с изображением св. Роха, не сохранились. Заказ был связан с очередной вспышкой эпидемии чумы, охватившей город в 1477–1478 гг., и это обстоятельство позволило специалистам более-менее точно датировать картину.

Учитывая, что в последнее время проблема реституции музейных ценностей, оказавшихся после войны на территории СССР, стоит особенно остро, прибытие "Святого Себастьяна" в Москву можно охарактеризовать как культурное событие с политическим уклоном. Дело в том, что произведение Антонелло да Мессины оказалось в числе картин, которые были заминированы немцами в сырых дрезденских подвалах во время отступления. По принципу "так не доставайся же ты никому" шедевры старых мастеров должны были взлететь на воздух. К счастью, коллекция была вовремя спасена советскими саперами, а потом попала в Москву. Картины, вытащенные из воды, находились на грани гибели. Местные реставраторы несколько лет трудились над восстановлением галереи, а в 1955 г. торжественно вернули ее в Дрезден, предварительно показав лучшие произведения, и в том числе "Святого Себастьяна", на выставке шедевров Галереи Старых Мастеров. Правда по прошествии полувека легенда несколько изменилась. Все чаще слышатся нелепые высказывания, что, мол, это плохие советские ребята отобрали и сгноили прекрасные картины из Дрездена. К счастью, кинохроники и фотодокументы позволяют судить о событиях тех лет объективно, а не по правилам политической конъюнктуры.

Выбор читателей