Героев наших дней беспощадно вывернули наизнанку

Персонажи современных романов рефлексивны и злы на жизнь, но напрочь лишены самоиронии. Однако все можно вернуть на свои места, что и происходит с героями нового произведения под говорящим названием "Лохness"




Модная рефлексия покорила литературу. Без нее нет современного персонажа: у героев нашего времени нынче более чем достаточно тягостных мыслей, но совсем нет самоиронии. Зато она есть у Елены Токаревой, написавшей книгу под говорящим названием "Лохness. Роман с чудовищем", которая вышла в издательстве "Эксмо".

"Русский язык велик, богат и могуч" – прописная истина, известная каждому. Так же, как общепризнанно то, что классического русского языка нам всем подчас не хватает, и появляется масса сленговых слов, дополняющих и расширяющих наши с вами и без того почти безграничные языковые возможности. Полезное и емкое слово "лох" уже давно и плотно пошло в лексикон простого российского обывателя и даже не считается каким-то обидным или унизительным. Мы все с вами в какую-то минуту жизни оказываемся самыми что ни на есть лохами, зависимыми от окружающих людей, которые нами манипулируют. Проще говоря, оказываемся в ситуации, иначе и не определяемой кроме как лохness – царство надувательства…

Именно под таким названием – "Лохness" – появился в свет роман Елены Токаревой, известного журналиста, главного редактора информационного интернет-портала. Название сразу ассоциативно предполагает аналогию с нашумевшей книгой Сергея Минаева "Дуxless". Аналогии, конечно, аналогиями, но ждать от Токаревой рефлексии не приходится. Да и нет ее.

Взяв тему, нещадно эксплуатируемую модными ныне писателями и писательницами, а именно - "Жизнь и пороки современного общества", Токарева превращает ее в невероятно увлекательные авангардные зарисовки и гротеск, масштабы которых порой становятся сродни гротеску фильмов Кустурицы. Ее персонажи смешны и трогательно нелепы. Одновременно, точно так же, как смешна их жизнь, мотивы и побуждения, места и ситуации, в которых они оказываются.

Токарева успешно берется за то, что в былые времена называлось сатирой. Ныне писать действительно сатирические произведения авторы почти разучились, поскольку, как правило, не хватает остроты языка и необходимой самоиронии. Елена же составляет приятное исключение: в "Лохness" и остроту, и иронию можно найти в достаточной мере.

Елисей - модный писатель. Неустроенная личная жизнь, кокаиновые дорожки, несостоявшаяся любовь, дорогая квартира на заводской окраине. Кассандра - дама с Рублевки, также нечаянно затесавшаяся в писательский мир, но жаждущая спокойной семейной жизни. Сенатор республики Мурляндия - человек туманного прошлого, который уверенно продвигается к государственным высотам и в конце романа станет президентом. Хитроумные издатели, ловко пользующиеся своими авторами для собственной выгоды. Ушлый адвокат, прячущийся от закона в лечебнице для невротиков от высшего общества. Наконец, неприкаянная санитарка в той же клинике, сперва убившая мужа за измены, а потом эффектно сложившая вещи и повесившаяся сама. Все они - лубочные персонажи на выставке уродцев. Именно таковыми становятся эти герои на страницах произведения Токаревой. Обычные вещи преломляются, рассматриваются под лупой с сильным увеличением, и в результате появляется необычайно четкая картина.

Все те недостатки, парадоксы и нелепости современной жизни, законы, которые сама для себя выстраивает тусовка, тусовка как явление и общность, все те, кто пытается ей подражать, - это то самое царство лохness, в котором живем все мы с вами и на которое не умеем порой взглянуть со стороны. Елена Токарева смотрит на описываемый мир, причем с журналистским прицелом, и бьет наотмашь, посмеиваясь, беспощадно и безжалостно. Русская сатира, некогда бывшая славной, вспоминает на страницах романа свое блистательное прошлое.

Что примечательно, автору удается не перейти тонкую границу, которая перевела бы ее детище в совершенно лубочную ипостась, где произошла бы полная утрата жизненности и произведение перестало бы ощущаться плотью от плоти нашего мира. Но зато Токаревой, бесспорно, удалось показать тот момент, когда пресловутый духless с его якобы рефлексией переходит в беспредельный лохness. А все вместе составляет нашу с вами жизнь. Или – как кому угодно – реальность.

Выбор читателей