Семь кругов ада на пути к загранпаспорту

Приобретение загранпаспорта всегда было долгой и неприятной процедурой. Ныне для получения возможности выехать за границу надо или потратить большие деньги, или подготовиться к очередям, хамству и бесконечному ожиданию




Чем ближе наступление зимних холодов, тем чаще посещают россиян мысли о приятном путешествии куда-нибудь далеко, где тепло, солнечно, обвевает солоноватый морской бриз и в маленьком пляжном кафе можно потягивать через соломинку экзотический коктейль. Турфирмы соблазняют уставших от серой рутины горожан глянцевыми проспектами, расписывая прелести отелей и предлагая заманчивые цены, и вся эта сказка кажется такой реальной, если у вас есть загранпаспорт.

Оборотная сторона медали – бесконечные вопросы на форумах: "Четыре месяца не могу получить загранпаспорт, говорят, ответ на запрос не пришел", "То болеют, то заняты, то приезжайте через неделю", "В положении о выдаче ОЗП говорится, что оформление должно проводиться не более 30 дней. Почему на практике оно длится несколько месяцев?" Читательница "Yтра" из Коломны уже пять месяцев не может получить загранпаспорт, приходя в паспортный стол при каждой возможности и мужественно выстаивая очередь с 06:00, но регулярно добиваясь только сообщения о том, что документ "не готов". Местное УВД жалуется, что сотрудников мало, а жители Подмосковья ходят к ним, как на работу. У знающих людей на все эти возмущенные реплики ответ один: ждите, другого выбора нет.

После того как за последние два года процедура выдачи загранпаспортов в Москве подверглась изменения в связи с двумя преобразованиями в самом ведомстве, гражданам впору бы рассчитывать на явные улучшения. Они, может быть, и есть, только заметить их непросто. Два года назад, в 2004 г., под предлогом "оптимизации работы паспортно-визовой службы" прекратили свое существование все 35 столичных ОВИРов, передав свои полномочия и обязанности ПВО, то бишь паспортно-визовым отделам при РОВД Москвы. Реформа изменила многое, но в основном не то, что хотели ее инициаторы. Боролись с коррупцией, по уровню которой ОВИРы якобы оставили позади даже ГИБДД, с турфирмами, по договоренности делавшими своим клиентам загранпаспорта за большие деньги, с огромными очередями желающих отправиться за рубеж. Русский фольклор, как всегда, оказался прав: на то и напоролись. Вынуждены были признать, что перемены оказались недостаточно эффективными, и в январе 2006 г., отменили паспортно-визовые отделы и передали их функции Федеральной миграционной службе (ФМС). Заметили ли рядовые граждане, озабоченные оформлением документов, позитивные результаты?

К сожалению, пока в глаза бросаются другого рода моменты: хвосты очередей все удлиняются; получить информацию по ряду вопросов можно только на месте, пробившись сквозь тесные ряды товарищей по несчастью; график работы отделов порой претерпевает странные метаморфозы, выражающиеся лаконичной формулировкой "Технический перерыв"; крохотная помарка в анкете может вернуть неаккуратного заполнителя в самое начало пути без каких-либо поблажек за выстоянные им километры очередей. И даже когда в конце заграничнопаспортного тоннеля начинает брезжить приятная перспектива получения вожделенных корочек, ожидание может оказаться не по силам даже самым терпеливым.

Некоторые чиновники признают, что, хотя количество отделений выдачи документов по сравнению с 2004 г. выросло, число сотрудников явно не соответствует постоянно растущей армаде потенциальных путешественников. Отсюда и предварительная запись, и многочасовые очереди, и даже навевающие воспоминания о поликлинике талончики, и пресловутые "технические перерывы". Но стоит побеседовать с компетентным человеком, и картина кардинально меняется в лучшую сторону. "Количество людей, работающих в отделениях Федеральной миграционной службы, было увеличено в зависимости от заселенности того или иного района, - рассказывает корреспонденту "Yтра" руководитель пресс-службы московского Управления ФМС Залина Мусави. – В больших районах – Строгино, Митино, Люблино и других – сотрудников теперь гораздо больше, чем было раньше. Это позволило сократить очереди".

Последние нововведения, по словам госпожи Мусави, подтолкнули руководство к упрощению процедуры выдачи паспортно-визовых документов, в том числе и загранпаспортов. "В Управлении создан Отдел координации зонального контроля, оказывающий помощь отделениям в том случае, когда они сами не справляются. В каждом из десяти округов столицы и в самом УФМС работают горячие линии, по которым можно проконсультироваться, узнать режим работы отделений и – в случае необходимости – пожаловаться", - объясняет руководитель пресс-службы. Кроме того, изменился и график работы отделений: теперь туда имеет смысл являться по вторникам и четвергам с 11:00 до 20:00, не забывая, впрочем, про часовой обеденный перерыв. Открыты они также в первую и третью субботу каждого месяца.

Прослушанная информация действует весьма умиротворяюще. Лично я некоторое время назад преисполнилась оптимизма и, поскольку загранпаспорт, мягко говоря, стал необходим, позвонила в отдел ФМС своего района – узнать расписание его работы, чтобы мне зря не отпрашиваться со своей. Голос в трубке раздраженно посоветовал "прийти и посмотреть самой", потому что они "по телефону справок не дают". То есть получить информацию мне предложили сугубо эмпирическим путем, тыча пальцем в небо. Метод проб и ошибок для человека трудящегося и имеющего шанс выехать за границу только в строго определенные сроки отпуска – непозволительная роскошь. Но иного выхода я не видела (эх, знать бы мне тогда про эту самую горячую линию, только откуда?) и отправилась в ФМС наудачу, выбрав время в конце рабочего дня и рассчитывая, явившись на место в 18:30, хотя бы занять очередь.

Теперь-то нам известно, что отделения открыты до 20:00, но просто мне не повезло: запертую дверь украшала табличка с надписью "Закрыто по техническим причинам". Всякое бывает, подумала я, решив попытать счастья завтра. На следующий день, снова презрев свои служебные обязанности, бегу по знакомому адресу и получаю новую порцию чтива на табличке – "Приходите завтра". Не стану утомлять читателя дальнейшим рассказом, ибо он однообразен, как песня забывчивого акына. Итог-то понятен, жаль только, что басенной таблички "Приходите вчера" мне увидеть так и не удалось. Зато теперь, зная про горячую линию, могу позвонить и пожаловаться. Во всяком случае, мне объяснят, почему отделение ФМС и его многочисленные работники никоим образом не виноваты в моих бесплодных паломничествах. Заявляли же представители ОВД журналистам, что "в очередях виноваты сами граждане, которые искусственно создают ажиотаж".

Правда, есть заманчивые обходные пути, но все они проходят через кошелек. Набрав в поисковой системе Интернета заветные слова "получить загранпаспорт", видим: эту услугу предлагает целая плеяда фирм, в большинстве своем – турагентств. Тут сулят сделать все без очередей, утомительных визитов к инспектору и гнетущего ожидания, но – за деньги. Причем суммы, о которых так много говорили в 2004 г., с тех пор выросли в разы. Единственная "шпилька", вставленная реформой коммерческим фирмам, - это увеличение срока оформления. Если раньше паспорт вполне можно было сделать за пару дней, сейчас такая оперативность сопряжена с массой препятствий. И оплачивается соответственно.

Прайс-лист у каждой такой конторы свой. Пытаясь сориентироваться в ситуации, ищем подходящие варианты. Вот, к примеру, всего $2500 - и бордовая корочка будет согревать вам руки уже через семь рабочих дней. Если есть время или нет таких средств, платите $1800 за две рабочих недели ожидания или $700 за три недели. Сущую "безделицу" - $250 – возьмут с вас после 35 дней напряженной работы с вашими документами. Грустно вспоминать, что всего пару лет назад за ту же сумму можно было обернуться раза в четыре быстрее. Хотя есть и более соблазнительные предложения, так и притягивающие взгляд. Судите сами: в некоторых конторах за три-четыре дня якобы можно обзавестись загранпаспортом "всего лишь" за $1100. Но, заглотив столь аппетитную наживку, порой действительно можно оказаться на крючке. Ибо то, что дешево, может быть очень сердито.

Моему знакомому по имени Дмитрий, которого как-то отправили в срочную командировку, пришлось решать проблему с просроченным документом в рекордно краткий промежуток времени. Воспользовавшись Интернетом, он выбрал одну московскую фирму, посулившую исполнить его настойчивое желание за $430 и в течение 10-12 рабочих дней. Когда заявленный срок истек, Дмитрий набрал знакомый номер, и суровый мужской голос поведал ему грустную историю о том, что фирма собрала деньги и скрылась. "Сейчас такого быть не может!" – бодро твердят контактные лица организаций, чьи телефоны выдал мне поисковик. Мол, €600 – и через месяц все в ажуре. На вопрос про вероятность получения "липового" товара сладкоголосые агенты оскорбляются и гордо заявляют, что у них "все схвачено": их люди крепко дружат с центральным паспортным столом Москвы и еще несколькими организациями, заслуживающими безоговорочного доверия. И, дав мне прочувствовать всю неоправданность моего скепсиса, подытоживают: "Не волнуйтесь".

Сохранять спокойствие, как показывает практика, нерентабельно. Если гостям столицы, имеющим постоянную регистрацию за пределами Подмосковья, проблем не избежать в любом случае, то обладатели московской прописки, особенно те, которые со стажем, почему-то наивно полагают, что уж им-то загранпаспорт будут давать на льготных условиях. Возможно, оно и так, только обрадуют ли их даже эти "особые" правила? Тем более что срок постоянной регистрации в столице имеет принципиальное значение: прожил на месяц меньше, чем указано, - жди своего часа дальше, приходи потом. Одним словом, коль в вашей беспокойной душе зародился порыв отправиться за пределы родной страны, начинайте готовиться к делу заранее, чтобы "документальные" хождения по инстанциям не привили вам стойкое желание сидеть дома и никуда не ездить.

Выбор читателей