Братья по городу

Теперь мы, наконец, узнаем, что Париж – город не только любви, но и смерти, одиночества, венерических заболеваний, этнических конфликтов, безработицы, праздношатания, наркомании, адюльтера и так далее

Париж, я люблю тебя (Paris, je t'aime)
Режиссеры: Гас Ван Сент, Том Тыквер, Альфонсо Куарон, Нобухиро Сува, Джоэл Коэн, Оливер Шмиц, Итэн Коэн, Ришар ЛаГравенес, Оливье Ассаяс, Фредерик Обюртен, Гуриндер Чадха, Сильвен Шоме, Изабель Койше
В ролях: Стив Бушеми, Боб Хоскинс, Фанни Ардан, Натали Портман, Мэгги Гилленхол, Элайджа Вуд, Жерар Депардье, Ник Нолте, Уильяма Дэфо, Руфус Сьюэлл





Париж был и остается городом любви, несмотря даже на уличные войны. Это знают все. Однако сборник звездных короткометражек с говорящим названием "Париж, я люблю тебя", 30 ноября выходящий в российский прокат, вносит в наши представления легкую корректировку.

Этот киноальманах шел к зрителям непозволительно долго. Критики аплодировали "Парижу" в Каннах весной и на Московском фестивале летом. Однако дата российской премьеры откладывалась и откладывалась. И вот теперь мы, наконец, узнаем, что Париж – город не только любви, но и смерти, одиночества, венерических заболеваний, этнических конфликтов, безработицы, праздношатания, наркомании, адюльтера и пр. Двадцать именитых, модных и местами культовых режиссеров получили задание: за пять минут рассказать историю романтической встречи в одном из кварталов Парижа. Французские режиссеры первой лиги, вроде Жана-Пьера Жене, участвовать в проекте постеснялись: слишком хорошо знают родные края. И Париж отдали на откуп чужеземцам.

Насмешники Коэны приехали на станцию "Тюильри" и в привычной манере изложили нехитрые правила туризма по-французски: в глаза людям не смотреть, ни с кем не говорить, скачками перебегать от Лувра до отеля и обратно. Иначе вам и морду набьют, и портрет Моны Лизы на голову опрокинут. Другой американец, Гас Ван Сент, отказавшись от экспериментального кино, снял историю о любви с первого взгляда и языковых барьерах – знакомятся, правда, два парня, но другого ожидать от автора "Моего личного штата Айдахо" не приходится. Впрочем, рассказывать обо всех авторах, их стилях и национальных особенностях бессмысленно. Ведь здесь отметились и голливудский грек Александр Пейн, и мексиканец Альфонсо Куарон, и немец Том Тыквер, и итальянец Винченцо Натали, и испанка Изабель Куаксет, и индус Гуриндер Чадха, и бразилец Вальтер Саллес, и японец Нобухиро Сува. Ради Парижа бессменный оператор Вонга Кар Вая англичанин Кристофер Дойл отошел от камеры и сел в режиссерское кресло, а Жерар Депардье успел и поснимать, и сыграть роль бармена в собственной же зарисовке. От России имен нет, хотя сперва в списках маячил Егор Кончаловский.

Киноальманахи вроде "Парижа" были особо популярны в 1960-е, когда коллективный короткий метр символизировал некое братство режиссеров. Тогда за какие-то десять лет великие французы и итальянцы перебрали почти все возможные темы, подарив зрителям серию настоящих шедевров. Затем жанр "альманаха" ушел на периферию, и лишь в новом веке вернулся. Пару лет назад Вернер Херцог уговорил почти весь мировой штат независимых сделать короткометражки про время – в итоге получился двухчастный проект "На десять минут старше". И совсем недавно Эмир Кустурица, Джон Ву, Спайк Ли и Ридли Скотт участвовали в проекте "Невидимые дети" о трудном детстве.

О самом Париже альманахи снимали не единожды, но в основном французы. Культурный глобализм нынешнего проекта акценты расставил по-своему, в итоге представив зрителям акт коллективного гуманизма. Сообразно времени межконтинентальная команда оставила от Парижа в кадре одни декорации, целиком переключив внимание на его жителей. Аэропорты и спальные районы мегаполисов одинаковы повсюду. Достопримечательности затасканы. Архитектура мертва. Поэтому в кадре – Эрос и Танатос с вкраплениями социальных проблем и криминала. Чистой романтики с брюками клеш и смешными девчонками с Монмартра в нынешнем Париже не осталось. Ее место заняли хиджабы и мечети, банды африканцев и салоны эффектных азиаток. И кому, как не разношерстной режиссерской братии, это подмечать.

Выбор читателей