Гламурненько в Манеже

"Арт-Манеж" не гонится за международным признанием, прочно занимая нишу локального, местечкового мероприятия. К сожалению, порадовать шедеврами ярмарка совершенно не в состоянии


ФОТО: museum.ru



Не всем известен тот факт, что "Арт-Манеж", официально открывшийся в Москве уже в 11-й раз, уходит своими корнями в незапамятные годы перестройки. Именно в залах Манежа когда-то состоялись первые коммерческие выставки современного искусства. На ярмарочных стендах легендарного "Арт-Мифа" произведения мало известных широкой публике российских художников выставляли совсем молодые галереи, многие из которых сегодня занимают топовые позиции в российском арт-бизнесе и прекрасно известны на международном рынке.

Если первые "Арт-Мифы" носили относительно камерный характер, то "Арт-Миф 93", третий по счету, по мнению компетентных экспертов "стал местом концентрации культурного диалога, обмена художественными инициативами и формирования общественного мнения", а, выражаясь простым языком, превратился в настоящее народное гуляние, потому как до народа, наконец, дошло, что в бывшем совке начинается новая культурная жизнь. Многие молодые галереи, тогда чуть ли не впервые принявшие участие в столь помпезном мероприятии, давно уже не существуют в природе, без других, наоборот, немыслима современная художественная жизнь Москвы. Как это часто случается в нашей стране, после столь удачного выступления "Арт-Миф" приказал долго жить, а в 1996 г. практически одновременно на свет появились сразу две художественные ярмарки: "Арт-Манеж" и "Арт-Москва".

В отличие от своей раскрученной соперницы, "Арт-Манеж" не гонится за международным признанием, прочно занимая нишу локального, местечкового мероприятия. Актуальность и коммерческая востребованность – главные критерии "Арт-Москвы" – тоже не особо беспокоили организаторов ярмарки в Манеже, традиционно тяготевших к салонной живописи. В то же время, очевидно уступая "Арт-Москве" по качеству материала, манежная выставка представляет собой более объективную картину состояния современного искусства в России, а также ясно обозначает приоритеты покупателей. В преддверии к каталогу "Арт-Мифа 93" тогдашний министр культуры Евгений Сидоров прозорливо отмечал: "В этом году на ярмарке мы видим не только работы художников последних лет, но и произведения 1920-50-х годов – такое расширение временных рамок важно для обозначения современных ценностных координат русского искусства XX века". Спустя почти полтора десятилетия кураторы "Арт-Манежа 2006" декларируют те же принципы: "В этом году ярмарка акцентирует внимание публики на образах, присущих традиционной русской изобразительности, положившей начало художественному авангарду и сыгравшей исключительную роль в истории искусства ХХ века. Соцреализм, советский импрессионизм, "суровый" стиль и нонконформизм, а также другие многочисленные художественные направления конца XX века будут представлены как известными шедеврами, так и новыми открытиями".

К сожалению, в реальности порадовать шедеврами манежная экспозиция совершенно не в состоянии. И это самое главное и, увы, непоправимое отличие современной ярмарки от легендарного "Арт-Мифа". Несмотря на тот факт, что в нынешнем мероприятии задействованы не только московские галереи, но и их коллеги из Санкт-Петербурга, Киева, Иркутска, Красноярска, Краснодара и Уфы, а также дружественные галереи из Израиля и Франции, "Арт-Манеж 2006" производит удручающее впечатление. Возможно, что из семидесяти участников выставки некоторым когда-нибудь удастся выйти на более высокие рубежи. Но если первые ярмарки в помещении Манежа были прежде всего сориентированы на актуальное искусство, то сегодняшняя экспозиция представляет собой несколько улучшенный вариант измайловского вернисажа, получивший более комфортабельное обрамление. Название большинства стендов ни о чем не говорит даже относительно искушенному зрителю – маститые торговцы антиквариатом предпочитают профильные салонные проекты, а актуальным художникам и продвинутым галереям, специализирующимся на современном искусстве, светиться в подобном мероприятии как-то неприлично. Впрочем, не стоит забывать, что в России существует целый класс потребителей подобной продукции, которым посещение манежной выставки может доставить настоящее эстетическое удовольствие. А выбор новогодних "открыток" в сегодняшнем Манеже действительно очень широк.

Выбор читателей