Выбор Латвии: либо "Абрене", либо ЕС

Латвия должна либо отказаться от территориальных претензий к России, либо от членства в ЕС, поскольку притязания на Пыталово нарушают один из основополагающих принципов Евросоюза – неизменности границ




Латвийская республика может отказаться от территориальных претензий к Российской Федерации и пойти на подписание соответствующего пограничного договора. По крайней мере, как считают аналитики, если курс правительства премьера Айгара Калвитиса останется прежним, то уже к февралю 2007 г. стороны могут вплотную приблизиться к подписанию договора без взаимных претензий друг к другу.

Москва и Рига – напомню суть вопроса – собирались заключить договор о границе еще в мае 2005 года. Стороны вроде бы согласовали все детали, остались формальности, как вдруг правительство Латвии в одностороннем порядке решило приобщить к договору "уточняющую декларацию", в которой приводилась ссылка на мирный договор между Россией и Латвией от 1920 года. В этом договоре современный Пыталовский район Псковской области отходил Латвии под названием Абренского уезда. Понятно, что российские власти в категоричной форме отказались подписывать документы с "уточняющей декларацией".

И тут, вспоминая сатирика Аверченко, "все завертелось". Несмотря на все заверения представителей Латвийской республики, что данная декларация к пограничному договору никакого отношения не имеет, и должна лишь снять внутриполитическое напряжение, в Москве эта инициатива была воспринята как желание Риги в дальнейшем вернуться к территориальному спору об Абрене-Пыталово.

Далее пошел обмен "любезностями". Стороны в выражениях не стеснялись, и как апофеоз – высказывание президента России Владимира Путина, который на юбилее газеты "Комсомольская правда" так прокомментировал территориальный спор и его перспективы: "От мертвого осла уши, а не Пыталово они получат!" Справедливости ради стоит отметить, что в этот же вечер латвийский Союз "зеленых" и крестьян, входящих в правящую коалицию, предложил партнерам по правительству отказаться от претензий на Пыталовский район.

Как пишет "Российская газета", ситуация с подписанием договора в Латвии несколько изменилась после того, как в сентябре 2006 г. прошли парламентские выборы. Премьер Айгарс Калвитис включил подписание пограничного договора в число приоритетных задач.

И вот – почти сенсация, которая прозвучала из уст министра путей сообщения республики Айнара Шлесерса. Лидер Латвийской первой партии, Айнар Шлесерс убежден в возможности подписать латвийско-российский договор о границе без приложения к нему пресловутой декларации, принятой прежним правительством в одностороннем порядке. "Схема, на мой взгляд, может быть следующей: правительство утверждает новый мандат латвийской делегации на переговорах по подписанию пограничного соглашения. Мандат предусматривает, что официальная Рига подписывает договор без односторонней декларации. Ну, а затем договор ратифицирует сейм", - заявил Шлесерс.

Между тем, основная проблема заключается в том, что по конституции территория Латвийского государства определяется международными договорами, в число которых входит и мирный договор от 1920 года. Таким образом, текст договора вступает в противоречие с основным законом, пишет "Время новостей". Однако министр указал, что у Латвии нет иного выхода, как пойти на подписание договора без "уточняющей декларации".

Г-н Шлесерс напомнил, что когда Латвия вступала в Евросоюз, она тем самым автоматически признала границы, которые существовали на тот момент. И если сейчас рига решит поднять территориальный вопрос об Абрене, то для начала ей надо покинуть ЕС. "Ведь мы, оспаривая существующие границы, нарушаем основополагающие принципы Евросоюза", - считает Шлесерс.

Посол России в Латвии Виктор Калюжный заявил о том, что договор о границе между Россией и Латвией может быть подписан в феврале 2007 года. По словам посла, это соглашение очень важно для положительного развития отношений между странами. Ранее глава внешнеполитического ведомства Латвии Артис Пабрикс представил президенту Вайре Вике-Фрейберге свои предложения о том, каким образом договор можно было бы подписать, но они пока держатся в секрете.

Выбор читателей