Россия встречает Рождество

Сегодня православный мир отмечает праздник Рождества Христова. Именно от этого дня ведется летоисчисление Новой эры, начавшейся с рождением Христа. Меж тем, "Yтро" осыпает читателей изысканными поздравлениями


ФОТО: AP



Сегодня, 7 января, православные отмечают праздник Рождества Христова. Англоязычные новостные агентства называют это событие "orthodox Christmas", что для русского уха звучит довольно странно и даже, может быть, обидно – мол, по какому это праву вы решили взять и классифицировать нас всех как ортодоксов? Но на самом деле тут имеет место обычное фонетическое недоразумение, еще одно проявление злосчастного вавилонского комплекса. Оставим эти измышления и вернемся к главной теме.

Так вышло, что Рождество, в отличие от других религиозных праздников, укоренилось в светском сознании и со временем стало, как написали бы в прежние времена, "его неотъемлемой частью". Если подумать, так оно и есть: архетипический хронограф, работающий в голове каждого (и верующего, и неверующего) европейца, ведет счет от точки, однажды указанной римским монахом Дионисием, который в VI в. ввел летоисчисление от Рождества Христова. Впрочем, тогда эта модель предназначалась исключительно "для внутреннего пользования", то есть, для нужд Церкви. Однако позже ее нашли практичной и гражданские власти. С X в. дионисиевская эра получила широкое распространение в странах Старого Света, и наш с вами хронограф (ведь, если вы читаете "Yтро", то, значит, уже ориентируетесь по Дионисию) отсчитывает годы и века именно в этом формате. Пора, наконец, сказать, где находится точка отсчета. Как вы помните из школьного курса истории, есть такая "шкала эпох". Она очень похожа на числовую ось. "До нашей эры" – область отрицательных чисел и античных героев, размашисто поделенная на длинные периоды, "наша эра" – с плюсом, подробно детализированная. Христос, по версии Дионисия, родился в 754 г. от основания Рима, а Рим, согласно легенде (и все тому же учебнику истории для шестого класса), был основан в 753 г. до н.э. братьями Ромулом и Ремом, выкормленными волчицей. Посредством элементарной арифметической операции можно выяснить, что Рождество Христово и есть первый день Новой – или, если угодно, Нашей – эры. Правда, есть одна неувязка. Позднейшие историографические исследования показали, что Дионисий ошибся на целых пять лет в положительном направлении – но что уж теперь поделаешь, не менять же вековой порядок. Так люди и живут с небольшой хронологической прибавкой.

Православное Рождество открывает ночная литургия. Вместе с тем начинаются Святки – две недели до Крещенского сочельника. По идее, святость этого времени должна подкрепляться морозами, однако в 2007-м из-за бесконечных метеорологических аномалий, видимо, подобающих погодных условий не получится. Не страшно.

Как бы то ни было, "Yтро" сердечно поздравляет всех читателей с праздником Рождества Христова и желает исключительно светлого настроения, блистательного окружения и фона. Все историческим деятелям мы желаем расположиться в чистых нишах новейшей истории. Всем магнатам - Yтроить доходы. Мы не Yтрируем, заметьте.

Не забывайте соблюдать режим. Спать тоже нужно. Итак, удачного финиша!

Читайте также

Выбор читателей