Тайны французской "Рублевки"

Закрытые клубы и светские салоны, лучшие отели, яхты и свингер-клубы – вот далеко не полный перечень мест обитания французской знати, в которые проникла русская парижанка Лена Ленина




Год назад книга русской парижанки, бизнесвумен, телеведущей и фотомодели Лены Лениной "MultiMillionaires" совершенно неожиданно даже для нее самой стала в России бестселлером. Во время недавнего пребывания Лены в Москве мы встретились для того, чтобы узнать о выходе нового творения под названием "EliteFrance", описывающего жизнь французской "Рублевки" и ее обитателей, расспросили об особенностях бизнеса в России и Франции и о многом другом.

"Yтро": Лена, о чем Ваша новая книга?

Лена Ленина: В этой книге описывается "Рублевка" по-французски, Франция класса "люкс", места, где бывают французские миллиардеры и аристократы: закрытые клубы и светские салоны, самые лучшие и дорогие рестораны, отели, бутики, гольф-клубы, музеи, Каннский фестиваль, Куршевель, яхты и свингер-клубы. Я хотела написать о чем-то еще более престижном, чем писала в предыдущей. Кстати, сейчас мне кажется, что предыдущую книгу нужно было назвать не "MultiMillionaires", а "Миллиардер", поскольку ее участниками были не столько миллионеры, сколько реальные миллиардеры типа Фридмана, Потанина и Алекперова. Но раз уж этого не произошло, захотелось показать, что существует нечто более крутое, чем наша Рублевка. Что существует жизнь категории "люкс", а также французская и европейская аристократия, мировые миллиардеры. Несмотря на большое количество миллиардеров в нашей стране, все-таки концентрация мирового капитала находится не в Москве, и даже не в России.

"Y": То есть Вы попытались описать разницу между русскими и французскими аристократами?

Л.Л.: Существует категорическое отличие между той "Рублевкой" и нашей. Аристократы и миллиардеры – это разные вещи. Бывают очень бедные графы и очень богатые нувориши, которые не имеют никакого отношения к аристократии. Бывает то и другое вместе. Как правило, в Европе самые богатые люди являются наследниками, причем таких большинство. Например, самая богатая женщина Франции, госпожа Бетанкур, - наследница "Лореаля". Лишь немного уступают ей по финансовому положению господа Бернар Арно и Франсуа Пино. А ведь когда-то они были очень бедными людьми, и сами создали свое состояние. Сегодня Арно принадлежит Cristian Dior, "Вдова Клико", а Пино владеет такими марками, как Gucci, Fendi и Yves Saint Laurent. При этом в свое время они начинали с нуля. И даже не всегда имели возможность получить блестящее образование. Но извлекать кроликов из шляпы может чуть ли не каждый. Гений достает шляпу из кролика. Поэтому и те, и другие были мне интересны: где они живут, как строится их быт, где они завтракают, обедают, как воспитывают детей, проводят досуг. Мне хотелось показать самое роскошное, что есть во Франции.

"Y": Как у Вас появилось желание писать книги?

Л.Л.: Пару лет назад во Франции я громко поучаствовала в реалити-шоу Nice people, после окончания которого одно известное издательство предложило мне написать автобиографическую книгу. Если ваше самомнение в надлежащей форме, то вы, хоть и сделаете вид, будто поражены, как если бы председатель национального комитета США сообщил вам, что его партия намерена выдвинуть вас в качестве кандидата на пост президента страны, на самом деле нисколько не удивитесь. Это было в 2004 году. И знаете, я сначала даже не успела обидеться на слово "автобиографический", ведь вроде молодая совсем. Сама я никогда в жизни не догадалась бы сделать такое предложение издателю. Как-то это нескромно. Но когда мне сделали еще и предложение нырнуть в самую глубокую и быструю на свете денежную реку и поплескаться в ней в свое удовольствие, я сочла нужным согласиться. Хотя, если бы они знали, какая это честь для меня и насколько это важно, думаю, они бы могли сэкономить - я готова была писать совершенно бесплатно.

Как оказалось, европейцам очень интересно все то, что происходило в России последние годы, начиная с 90-х: бандиты, разборки, перестройка, очереди за колбасой, предпринимательство, миллиардеры. И я описала историю девочки из Сибири, которая приехала покорять Париж и даже добилась там энного количества обложек, рекламных контрактов и даже фильмов. Результат превзошел, по словам издателя, его ожидания. А успех первой книги повлек за собой обвал заказов: мне начали предлагать контракты другие издательства, на другие темы. И только после этого, увидев, как продаются мои книги во Франции, соотечественники спохватились и сделали мне предложение.

"Y": То есть изначально написание книг не было Вашей целью?

Л.Л.: Ни такой цели, ни наглости, ни возможности у меня не было, но было эрудированное детство в интеллигентной семье, а значит, некоторый словарный запас и богатое воображение.

"Y": Пишете сами или все-таки за Вас это делают "литературные негры"?

Л.Л.: Сегодня в этом многих обвиняют. Но не многие это действительно делают. Если вы послушаете, как человек говорит, как связывает слова в предложения или сравните две книги, которые выходят в разных издательствах, вы все поймете, ведь один и тот же "литературный негр" не может работать в разных издательствах, потому что, как правило, они же его и предоставляют. Кроме того, любой лингвист, литератор или просто грамотный человек способен увидеть почерк пишущего, распознать его стиль. У меня, например, он иронично-саркастический и легко узнается. Мне кажется, что я гениальна, но попрошу сделать скидку на мою необъективность. Так что я ни за что не доверила бы кому-то свое детище. Рожать детей и писать книги я буду сама.

"Y": Читаете других авторов?

Л.Л.: Мне любопытно, но не все современные авторы вызывают у меня восторг. А если мне надо почерпнуть какую-либо новую мысль, я обращаюсь к Шопенгауэру.

"Y": А как Вы относитесь к редакторским правкам?

Л.Л.: Знаете, моя последняя книга не имела ни одной правки. Никаких изменений, ни одной запятой не поправили. Видимо, с орфографической и стилистической точек зрения я могу собой гордиться. Или редактор был в отпуске.

"Y": Вы берете интервью у звезд мировой величины и в то же время сами даете их для различных французских и российских изданий. Что интереснее для Вас?

Л.Л.: Брать интервью и общаться с успешными людьми мне всегда было интересно. Ведь дело тут не только в общении со звездами. Каждый раз я узнаю много нового и развиваюсь. Вообще, общаться с гениями для меня одинаково интересно и сложно, поскольку к каждой встрече нужно подготовиться, проштудировать публикации celebrities и какую-то специальную литературу. Самой давать интервью легче. Хотя английские журналисты очень опасны.

"Y": Ваши интервью – это портрет или свое видение человека?

Л.Л.: Журналист должен быть очень осторожен в том, что хочет сказать от себя. Писатель может позволить себе чуть больше свободы. Поэтому вначале я делаю интервью как журналист, а потом описываю мое знакомство с этим человеком: как он себя вел, что делал, как обустроен его быт. Один миллиардер - герой моей книги - прочитав ее, сказал, что книга будто бы написана одним из нас. И это был самый приятный комплимент, который был мне, как журналисту, сказан по поводу этой книги.

Писателю, который зарабатывает 300 долларов в месяц, трудно написать о том, чего он не знает. Потому что он не прожил этого, не прочувствовал. А я занимаюсь бизнесом, я понимаю, что такое выйти на биржу и сколько это стоит, со мною можно говорить экономическими терминами. Журналист должен быть в теме. Конечно же, я преломляю через себя любое явление, как любой нормальный человек. Но в то же самое время, так как я живу в этой среде, мне немножко легче.

"Y": Существуют ли какие-либо особенности общения со знаменитостями во Франции?

Л.Л.: Да, например, на Западе артисты самого высокого уровня привыкли получать деньги за интервью, и это оправдано. Если журналу выгодно разместить именитую персону на страницах своего издания, я не говорю про обложу, то звезде за это платят. Более того, публичные люди могут позволить себе благодаря своему статусу определенный уровень в общении. Они знают, что говорить и как отвечать на вопросы, не выходя из придуманного ими образа.

"Y": Писательство для Вас - это хобби?

Л.Л.: Хобби, которое может приносить солидный доход. После выхода первого и второго бестселлеров меня начали ценить разные издатели, моя цена на рынке существенно выросла. Кстати, некоторые вульгарные люди считают, что для того, чтобы издать книгу, нужно заплатить за нее. Я, как человек западный, считаю необходимым, чтобы мне заплатили.

Выбор читателей