Женский взгляд Галины Быстрицкой

Открывшаяся в рамках фестиваля "Артография" выставка работ Быстрицкой – своеобразный культурно-географический отчет заядлой путешественницы, исколесившей весь мир


ФОТО: new-manege.ru



Масштабные выставочные мероприятия принято сопровождать свежими монографиями и толстенькими каталогами. Между тем фестиваль "Артография" как раз наоборот – вырос из одноименной книги. Над роскошным изданием, которое еще принято называть "книгой путешественника", работало много талантливых людей: статьи писали известные литераторы и искусствоведы, над дизайном макета трудилась Ирина Тарханова. Но главная роль в проекте принадлежала талантливой художнице и опытной путешественнице Галине Быстрицкой – это она придумала и нарисовала удивительную книгу.

Фестиваль "Артография" кураторы называют продолжением книги. Но это не совсем так. Прежде всего, в программе фестиваля задействовано значительно больше произведений, чем в рамках книжного макета. Кроме того, переведенная из плоскости в трехмерное пространство, "Артография" дарит зрителям несколько вечеров с писателями и поэтами, оригинальную концертную программу и даже встречу с эксклюзивным "Картонным театром" Людмилы Петрушевской.

Центральный выставочный проект посвящен творчеству Галины Быстрицкой – автора книги и продюсера фестиваля. Рисунки и картины, представленные в экспозиции, – своеобразный культурно-географический отчет заядлой путешественницы, исколесившей весь мир. Продолжая художественную традицию, сложившуюся в европейском искусстве еще в конце XIX столетия, Быстрицкая намеренно отказывается от изображения раскрученных архитектурных объектов и узнаваемых видов, отдавая предпочтение жанровым сценкам, скрытым от глаз обыкновенного туриста. "Ее интересуют рыбаки, велосипедисты, крестьяне, баркасы у причала, собаки у пристаней, нищие, старики, дети. Сотни быстрых набросков, эскизов, великолепных динамичных рисунков, фотографий; иногда – просто запомнить, поместить в копилку зрительных-тактильных-вкусовых ощущений, которые делают такими увлекательными рассказы после возвращения".

Стоит заметить, что путешествие в дальние страны – вовсе не рекламная фишка. Быстрицкая пишет только в тех местах, где ее посещает вдохновение. Так, большой неожиданностью для друзей и поклонников творчества Галины стала ее поездка в Китай – художница вернулась домой с чистыми холстами. И вовсе не потому, что поездка была неинтересной – просто "не вдохновляло". Именно по этой причине состав выставки чрезвычайно неоднороден. Проследить эволюцию автора практически невозможно. Такое ощущение, что Быстрицкая может прекрасно работать только в определенных точках мира. Например, картины, написанные на Мальдивах в середине 1990-х, значительно ближе к последним работам художницы, чем относительно недавние произведения, созданные на севере России. А лучшими экспонатами выставки являются полотна, сделанные в Индии. Забравшись в самую южную часть страны, Галина ежедневно выходила на морской берег и писала местных рыбаков. Яркие краски и эмоциональная манера письма, присущие художнице (которая, кстати, в основном пишет руками, обтянутыми тонкими хирургическими перчатками, и лишь изредка прибегает к помощи мастихина), как нельзя лучше гармонируют с южной природой и самой пластикой местных жителей, хорошо знакомой нам по индийским фильмам.

Монографическую экспозицию произведений Быстрицкой удачно дополняет фотовыставка "Habitus" московской художницы Татьяны Либерман, посвященная самой Галине.

Выставка в Новом Манеже работает до 14 февраля

Выбор читателей