Ленинградское время ноль часов, ноль минут

Первый канал разразился масштабным проектом про "войну и немцев", в котором задействованы звезды российского кино, импозантный Гэбриел Бирн и бывшая любимая женщина Тарантино


ФОТО: 1tv.ru



Писать о сериале, посмотрев всего две серии, конечно, трудно – всегда остается ощущение, что вот дальше-то и начнется самое интересное; но тем не менее уже сейчас можно сказать, что Первый канал вступил в очередной виток борьбы за зрителя с помощью тяжелой артиллерии. Какие силы привлечены к участию в "Ленинграде" - диву даешься.

Во всех, в том числе и самых второстепенных, ролях - узнаваемые лица. Список актеров венчают американские звезды Мира Сорвино и Гэбриел Бирн, но и без них такого созвездия я не видел практически ни в одном современном сериале. Михаил Ефремов, Владимир Ильин, Александр Абдулов, Александр Филиппенко, Сергей Колтаков, Валентина Талызина, Валентин Гафт, Кирилл Лавров, Александр Половцев, Павел Деревянко, Евгений Сидихин, Донатас Банионис, Евгений Стычкин, Сергей Горобченко, Александр Пашутин, Александр Баширов, Михаил Трухин, Марат Башаров, Мария Голубкина, Николай Олялин, Сергей Никоненко... и это еще не все!

Тема блокады и впрямь благодарная, по многим причинам. И потому, что это одна из самых трагических страниц Великой Отечественной войны, и потому, что город на Неве теперь уже не только "колыбель революции", но и родина почти всех начальников, начиная с Самого Главного. Ударить в грязь лицом тут никак нельзя. Поэтому Первый берет эпическим размахом и поражает не только тотальным отказом от рекламы во время показа (а ведь можем, когда захотим, да?), но и совершенством изобразительных средств. Перед нами не сериал, а многосерийное кино.

Компьютерные отрисовки немецких самолетов (кстати, совершенно, как утверждают историки, неправдоподобных образцов) соперничают с размахом массовки, в костюмах с иголочки и такой чистоты, что это удивляет даже больше, чем откормленные лица актеров – да откуда ж изможденных-то взять-то? Одна только героиня Ольги Сутуловой выглядит более-менее убедительно (в противовес прекрасной белокурой Мире Сорвино), поскольку носит короткую тифозную стрижку – но, говорят, актриса весь съемочный период постилась и специально стриглась чуть ли не налысо, чтоб придать своему персонажу хотя бы минимальную убедительность. Все остальные актеры чисто внешне все же выглядят немного клоунски в том времени. Понятно, почему у Говорухина или Лиозновой получалось вдохнуть спустя 40 лет в свои сериалы ощущение того времени, а сейчас у режиссера Буравского – уже нет. Поколение сменилось. Но и требовать соблюдения правил историзма от художников не имеет смысла. Какая разница, что с точки зрения военных специалистов или историков костюма перед нами полная чушь, не меньшая, чем в известном "Штрафбате"? Ну понятно, что не бегали по льду Ладоги с одной винтовкой на двоих полуголодные горожане, сдерживаемые заградотрядом из милиционеров с наганами, в то время как в Смольном Жданов конфетами обжирался. Нет, возможно и обжирался, но все же соблюдать приличия по отношению к исторической правде авторы обязаны не больше, чем соблюдали их художники соцреализма, живописуя неимоверный героизм коммунистов и подвиг советских правителей в борьбе с фашистами.


Фото: 1tv.ru

В кино о войне сегодня царит реакция, что вполне оправданно. Показать, какими сволочами были большевики и как вопреки всему мы одолели немцев, после стольких лет дичайшей лжи на эту тему – сам Бог велел. Но не стоит забывать, предъявляя строгие идейные требования к подобным сериалам, что нам рассказывают некую занимательную историю на фоне трагедии, а не проводят урок политинформации. Для этого есть документальное кино, в конце концов, архивы. Да, телевизор – главный учитель жизни современного обывателя; да, отсутствие рекламы говорит в пользу того, что руководство страны придает значение идейной составляющей подобного проекта, но кино снимается не только для дня сегодняшнего, и перед нами сложный жанр, выполняющий несколько задач на различных культурных уровнях.

Нам действительно стоит провести полную ревизию истории ХХ века в стране. То, что эту функцию в массовом сознании лучше всего выполняет телевидение, – явление временное, самый первый шаг. Как и привлечение в подобные проекты международных звезд. Выводя тем самым "Ленинград" за рамки продукта лишь для внутреннего пользования, авторы показывают всему миру нашу готовность отказаться от штампов советской историографии. С другой стороны, внося в сюжет черты художественного вымысла, тем же выстрелом убивается второй заяц – проект становится продуктом масскульта, захватывая все большие территории массового сознания. "Ленинград" выполняет свою задачу на ура именно за счет качественной картинки, мощного актерского состава и приличного бюджета. Если такой подход к производству становится фирменным знаком Первого канала, это можно только приветствовать.

Выбор читателей