"Иранское досье" стало толще и запутаннее

Комиссия МАГАТЭ закончила проверку ядерных объектов Ирана и подготовила доклад, который сегодня огласит эль-Барадеи. Итоги неоднозначны: Иран не выполнил всех требований, но вел себя очень миролюбиво




Ядерная программа Ирана обсуждается на мировом уровне уже не первый год, однако каждый этап в итоге заканчивается ничем. Очередная инспекция МАГАТЭ закончила свою работу на иранских производственных и научных объектах, рассматриваемых международными экспертами как потенциально опасные. Доклад по итогам этой проверки, как считали члены Совбеза ООН, позволит наконец поставить атомной промышленности Ирана "диагноз" и принять на его основе решение - придется ли-таки вводить санкции против него или нет. Официального представления документов в Совет безопасности пока не произошло, но суть доклада уже обсуждена директорами МАГАТЭ на закрытом заседании. Ясно одно: ожидания, которые возлагались на работу экспертной комиссии, вряд ли оправдаются.

Итоговая оценка носит двойственный характер: с одной стороны, инспекторы констатировали несоблюдение Тегераном ряда требований, выдвинутых к нему со стороны международного сообщества; с другой стороны, экспертов МАГАТЭ пускали всюду, куда они хотели попасть, и демонстрировали все этапы производственного процесса. Выводы, соответственно, тоже неоднозначны. То есть ненавистный Белому дому процесс обогащения урана идет своим чередом, но никакого сопротивления или угроз со стороны Ирана МАГАТЭ так и не почувствовала. Сама вотчина пресловутого "мирного атома" отреагировала на текст доклада положительно. Иранский президент Махмуд Ахмадинежад прочел его перед отправкой в Совбез ООН и остался доволен тем, как представлена в тексте документа ядерная промышленность Тегерана - вполне мирно.

Очевидно, что на основании выводов МАГАТЭ введения санкций не получится, а оставить все как есть тоже не дадут: представители США в МАГАТЭ и Совете безопасности ООН, ознакомившись с докладом в неофициальном порядке, уже выразили свою негативную реакцию в отношении сложившейся ситуации. Напомним, что категорический отказ Ирана прекратить опыты по обогащению урана, заявленные как промышленно-энергетические, был расценен в резолюции 1737, принятой 23 декабря прошлого года, как повод для введения санкций. Судя по материалам, имеющимся в распоряжении генерального директора МАГАТЭ Мухаммеда эль-Барадеи и предназначенным для обнародования на сегодняшнем заседании Совбеза, Иран не только не свернул ядерные исследования, но и, напротив, наращивает производственные мощности. Эль-Барадеи имеет в виду, к примеру, ядерный центр в Натанзе. Недавно там были введены в строй 300 центрифуг по обогащению урана, и еще столько же появится совсем скоро.

Насколько этот доклад окажется полезным при подготовке проекта новой резолюции, станет ясно, возможно, в ближайший понедельник, 26 февраля. Именно на этот день назначена встреча так называемой "иранской шестерки". Она пройдет в Лондоне при участии заместителей глав МИД стран СБ ООН и Германии. На заседании планируется назначить дату обсуждения нового доклада по "иранскому досье". Нынешний председатель Совбеза Питер Буриан, представляющий в нем Словакию, заявил прессе, что, скорее всего, оно состоится в конце следующей недели, максимум - до середины марта.

Тем не менее позиции сторон просматриваются уже сейчас, ибо доклад МАГАТЭ мало что способен изменить. Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад уже сделал официальное заявление о том, что его страна не отступится от борьбы за свое право на атомные разработки в мирных целях. По его словам, все необходимые доказательства того факта, что ядерная промышленность Тегерана не имеет целью создание оружия, были предоставлены инспекторам добровольно и в полном объеме. Комиссия также получила подробные отчеты об использовании и хранении ядерных материалов, задействованных в производственном цикле и лабораторных разработках. "Если мы будем противостоять, наши противники сдадутся", - сказал Ахмадинежад.

Между тем представители некоторых государств, ранее настаивавших на введении санкций как наиболее эффективной меры в отношении Ирана, уже высказали свое отношение к известиям, принесенным эль-Барадеи. В частности, глава японского внешнеполитического ведомства Таро Асо в беседе с журналистами отметил, что пока никакого решения у него в запасе нет, но оно наверняка появится после того, как он ознакомится с мнениями остальных представителей "иранской шестерки". Наиболее непримиримую позицию занимают США: после неофициального обсуждения доклада МАГАТЭ они уже снова затронули вопрос о санкциях как вынужденной необходимости.

Выбор читателей