Партийная борьба перемещается в сенат

Законопроект о новых принципах формирования Совета Федерации является продуктом обострившегося предвыборного противостояния "Единой России" и "Справедливой". Грызлов – за, Миронов – против




На днях в Госдуму был внесен законопроект об изменении порядка формирования Совета Федерации. Авторы предлагают выбирать палату в два этапа: сначала кандидатов в сенаторы будут выдвигать региональные парламенты (по несколько человек в зависимости от количества фракций) и губернаторы (не менее двух кандидатов), затем будет проводиться всенародное голосование.

Предложение исходило от председателя питерского Законодательного Собрания Вадима Тюльпанова, который уверен, что существующая сегодня идея представительства регионов в верхней палате дискредитирована и нужно срочно что-то менять. В частности, Тюльпанов обеспокоен тем, что среди сенаторов много лиц, не проживающих в том регионе, который они представляют, что приводит к коррупции среди членов СФ. При этом он сослался на уголовные дела, возбужденные против сенаторов Владимира Шахновского, Александра Сабадаша и других.

Как известно, с 1993 г. порядок формирования СФ менялся трижды. Первые российские сенаторы выбирались напрямую населением. В 1995 г. на смену им пришли главы регионов и спикеры региональных парламентов. Однако спустя пять лет президент с этой практикой покончил, и в Совет Федерации стали делегироваться представители исполнительной и законодательной ветвей власти субъектов РФ. Этот принцип действует по настоящее время. Однако нынешний порядок делегирования сенаторов губернаторами и заксобраниями регионов вызывает у экспертов серьезные нарекания.

Четырнадцатого февраля питерские депутаты, несмотря на возражения фракции "Справедливая Россия", идею Тюльпанова поддержали, приняв постановление о законодательной инициативе "О порядке формировании Совета Федерации Федерального собрания РФ". Координатор фракции СР Олег Нилов предлагал не торопиться и оставить месяц на поправки, однако к его мнению не прислушались. Вслед за товарищем усомнился в перспективах затеи спикер СФ и по совместительству лидер "эсеров" Сергей Миронов, отметив, что она не может быть реализована и поддержана. "С точки зрения реализации, это – вмешательство в федеральное законодательство", – пояснил он. А вот спикер Госдумы Борис Грызлов, напротив, не исключил вчера, что Госдума инициативу питерских депутатов поддержит, и напомнил: впервые с инициативой о прямых выборах сенаторов выступил сам Миронов.

Как сообщил вчера "Росбалту" председатель думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, законопроект планируется рассмотреть в конце апреля – начале мая. Предложения питерских парламентариев не противоречат Конституции РФ, которая допускает возможность формирования верхней палаты парламента по тем или иным правилам, не исключая проведение выборов, отметил Плигин. Этот законопроект, по его словам, "отражает общую тенденцию, связанную с оценкой того, что деятельность Совета Федерации должна быть переориентирована на большую связь с регионами".

Мнения аналитиков о перспективах питерской инициативы расходятся. Руководитель департамента политического консультирования центра "Пропаганда" Михаил Виноградов считает, что шансы принятия закона невелики, поскольку любые выборы членов верхней палаты (пусть не прямые, а "косвенные") станут ударом по выстроенной Кремлем вертикали власти. "Реализация такого проекта противоречила бы мейнстриму российской политики и госуправления, который заключается в минимизации возможностей доступа в федеральную политическую элиту внесистемных элементов", – пояснил Виноградов.

Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, напротив, склонен полагать, что законопроект будет поддержан думским большинством, поскольку позволяет вернуться к нормальной схеме представительства.

Директор Независимого института выборных технологий Александр Иванченко, в свою очередь, считает инициативу питерских депутатов продуктом обострившегося предвыборного противостояния "Единой России" с другими партиями, прежде всего – со "Справедливой Россией". Законопроект о выборах Совфеда единороссы писали под себя, руководствуясь исключительно конъюнктурными соображениями, предлагая модель косвенных, а не прямых всенародных выборов, считает эксперт. "Кандидатов будут выдвигать не политические партии и не инициативные группы избирателей, а органы государственной власти. И тут возникает опасность манипуляций. К примеру, губернатор или заксобрание могут выдвинуть двух кандидатов: одного реального (предположим, влиятельного политика или бизнесмена), а другого "для галочки" – какого-нибудь дворника. Вот и вся альтернатива", – считает Иванченко.

Руководитель консалтинговой группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин напоминает о том, что Конституцией выборы сенаторов не запрещены: там записано, что СФ "формируется", а не "избирается", "но нигде на сказано, что выборы не являются вариантом формирования". "Это вопрос свободной интерпретации, и до тех пор, пока Конституционный суд не объяснит, как он понимает принцип "формирования", парламентарии вправе трактовать это понятие как угодно", – отметил Орешкин.

Директор Института избирательных технологий Евгений Сучков также считает, что законодательная инициатива петербуржцев "вписывается в рамки Конституции", однако судьба реформы Совфеда зависит не от позиции депутатов или сенаторов, а от решения кремлевской администрации, которая своего слова пока не сказала. "Нынешние предвыборные баталии двух партий власти – своего рода борьба нанайских мальчиков, срежиссированная господином Сурковым. Кто из соперников одержит победу в этой виртуальной борьбе, сказать довольно сложно", – считает Евгений Сучков.

Выбор читателей