В московском транспорте нарушаются права человека

В столичном наземном транспорте уже несколько месяцев нарушаются права человека. Об этом подозревали все, кто хотя бы раз за последнее время воспользовался услугой водителя и приобрел у него билет




В московском наземном транспорте уже несколько месяцев нарушаются права человека. Об этом подозревали все, кто хотя бы раз за последнее время воспользовался услугой водителя и приобрел у него билет, но только теперь эта вопиющая ситуация получила вполне официальное подтверждение от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Владимира Лукина.

Если вы заскочили в московский автобус (трамвай, троллейбус), а талона на проезд, который надобно вставить в прорезь турникета, не оказалось, можно приобрести его у водителя. Вот только в билетном киоске одна поездка стоит 15 руб., а водитель с большой радостью продаст талон на ту же поездку уже за 25 целковых. До сих пор мало кому понятно (из пассажиров точно никому), за что мы переплачиваем по десять рублей.

То ли услуги водителя-билетера стоят недешево, то ли это специальный такой налог на нерадивых пассажиров, заставляющий их регулярно посещать специализированные билетные киоски, то ли это, рискнем предположить, скрытая надбавка к водительской зарплате. Ведь не секрет, что многие из них охотно пропустят пассажира под турникетом или даже распахнут его жесткие лапы, если сунуть в окошко от 10 руб. и выше, насколько хватит совести и наличности в кармане.

Надбавки на билеты в наземном транспорте установлены официально Региональной энергетической комиссией в декабре прошлого года. Как заявил российский омбудсмен, это нарушает экономические права граждан, поскольку возлагает обязанность уплатить водителю лишние деньги. "Установление различной цены на билет в различных местах не обусловлено предоставлением льгот какой-либо категории граждан и, следовательно, является неправомерным", - заявил Владимир Лукин. Он сообщил, что направил председателю Региональной энергетической комиссии Москвы Юрию Росляку письмо с рекомендацией отменить наценку на билеты, взимаемую водителями.

Разъясняя "Российской газете" свою позицию, омбудсмен сообщил, что законом прямо запрещено устанавливать в договорах дискриминационные условия, которые ставят одного или нескольких потребителей услуг в заведомо неравное положение по отношению к другим.

Вообще, договор о перевозке пассажиров транспортом общего пользования, как об этом говорит Гражданский кодекс, относится к категории публичных договоров. Закон прямо говорит, что цена на услугу в публичном договоре должна быть одинаковой для всех потребителей. Исключение составляют лишь случаи, когда в договоре допускается предоставление каких-либо льгот для отдельных категорий потребителей.

Владимир Лукин подчеркивает, что постановление №57 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа, оказываемые ГУП "Мосгортранс" и ГУП "Зеленоградский автокомбинат" в городском и пригородном сообщении" Региональной энергетической комиссии Москвы от 20 декабря 2006 г. незаконно в той части, которая касается установления различных тарифов на билеты, реализующиеся в специализированных кассах и водителем в салоне транспортного средства.

Независимо от места приобретения билета, считает Уполномоченный по правам человека, должен быть единый тариф для проезда в наземном городском транспорте Москвы.

Руководитель пресс-службы ГУП "Мосгортранс" Ольга Терно так прокомментировала нашему корреспонденту информацию о письме Владимира Лукина: "Да, "Мосгортранс" действительно был инициатором поднятия цены у водителя, чтобы не создавались при входе гигантские очереди. Данный тариф был одобрен Региональной энергетической комиссией, она же и устанавливает тарифы ежегодно. Владимир Лукин отправил письмо. Кто прав – решит суд. Судиться будут "Мосгортранс" и Общество по защите прав потребителей. О дате суда будет сказано позже".

Выбор читателей