Выборы в Петербурге: чище не бывает

Вчера Верховный суд снял СЕПР с петербургских выборов. Партия, тем не менее, рассчитывает опротестовать это решение и вернуться на дистанцию. Между тем ситуация в Питере и без того накалена до предела




Социалистическая единая партия трудящихся, менее месяца назад восстановленная для участия в питерских выборах, за пять дней до торжественного события слетела-таки с дистанции. "Благодарить" партийцы должны Верховный суд, который принял во внимание аргументы, ранее послужившие причиной отказа в регистрации списка СЕПР.

Напомним, при проверке подписей питерский Горизбирком обнаружил у партии более 30% брака и не зарегистрировал ее избирательный список. Социалисты опротестовали это решение в городском суде, который принял сторону заявителя, и ГИК вынуждена была снова зарегистрировать партию. Однако вчера по кассационной жалобе ГИК Верховный суд РФ отменил решение городского.

Руководство петербургского регионального отделения СЕПР намерено опротестовывать это решение в надзорном порядке, установка партии на участие в думских выборах остается прежней, отметили в ее пресс-службе. От более подробных комментариев партийцы, как передает "Росбалт", отказываются.

Отметим, что ранее именно такой исход дел предвещал глава ЦИК Александр Вешняков, навестивший Санкт-Петербург с предвыборной инспекцией. Он еще подивился, мол, почему СЕПР разрешили участвовать в выборах с этаким-то количеством брака в подписных листах, а "Яблоку" (с гораздо меньшим количеством) – нет. Идею горизбиркома опротестовать решение горсуда в Верховном суде Вешняков всячески поддержал.

При этом партия прославилась на нынешних выборах не только активной борьбой за собственные права, но и оригинальным предложением перехватить программу у снятого ранее с выборов "Яблока". Негоже пропадать хорошим идеям, объяснили в СЕПР. "Яблоко" отреагировало сдержанно: пусть берут, все равно реализовать вряд ли смогут.

Кроме того, ранее социалисты вообще предлагали отменить выборы и даже грозились сделать это через суд. По словам председателя политсовета питерского отделения СЕПР Александра Потехина, в качестве аргумента можно было бы использовать несовершенство регионального закона о выборах, а также то обстоятельство, что на три недели региональный СЕПР был лишен возможности вести предвыборную кампанию.

Так или иначе, в ближайшие дни все мучения партии закончатся. Вряд ли ей удастся отстоять свое право на участие в выборах, хотя, с учетом вышеизложенного, неожиданности возможны любые. Пока что можно предположить, что СЕПР сняли не случайно: чем меньше разномастных "социалистов" участвует в выборах, тем больше голосов может достаться главным, провозгласившим не так давно своей целью построение социалистической России.

Вообще наблюдатели, анализирующие подготовку к питерским выборам, отмечают много странностей. С одной стороны, говорят, что черного пиара стало меньше. С другой, его недостатка явно не наблюдается. Жертвой черных пиарщиков стал даже питерский горизбирком: некоторое время назад его председатель Александр Гнетов пожаловался, что какие-то добрые люди распространили по городу листовки, в которых "один из кандидатов одной из партий" обещал всем нуждающимся материальную помощь. Один из указанных в листовке телефонов оказался избиркомовским, телефон пришлось заблокировать. Гнетов сетовал, что такое неслыханное хулиганство может остановить взаимодействие горизбиркома с территориальными и участковыми избирательными комиссиями, а также отрезать ГИК от общения с внешним миром.

По мнению политолога Дмитрия Гавра, грязные политтехнологии в Северной столице на сей раз использовались не более активно, чем перед выборами в Законодательное Собрание в 2002 г. или перед губернаторскими выборами в 2003 году. В каком-то отношении эти выборы даже спокойнее, чем пять лет назад: гораздо меньше стало прямого и грубого подкупа избирателей, подкуп стал изощренным, но вместе с тем более контролируемым, считает политолог. Например, не наблюдается сотрудников Автономных некоммерческих организаций имени того или иного кандидата, подметающих улицы в ярких жилетах с надписью "АНО" и фамилией своего выдвиженца. Технология была опробована в 2002 году. Заметно меньше силового давления, констатировал Гавра. Вместе с тем он отметил такие формы предвыборной агитации, как, например, распространение листовок с сообщением об убийстве кандидата. Что не только незаконно, но и аморально. В других фальшивых листовках один кандидат якобы обращаясь к молодежи, сообщает, что нечего тратить средства на пенсионеров, поскольку жизнь устроена так, что "одни умирают, а другие приходят на их место". Упомянуты были и фальшивые листовки, в которых кандидат якобы сообщает о себе, что с игорным бизнесом его больше ничего не связывает, поскольку он продал все игровые автоматы, а средства пустил на избирательную кампанию.

Еще один трюк – своего рода "праймериз": получая копию бюллетеня, респондент может изобразить, за кого бы он голосовал, если бы выборы проводились сегодня. Тонкость в том, что в бюллетене среди прочих нельзя найти той партии, против которой используется технология.

В день выборов 11 марта, по мнению политолога, черные технологии наверняка будут использоваться: у входа на участок и у фотографий кандидатов с информацией о них специальные люди будут громко изображать политический спор, а с утра будут озвучиваться результаты ложных exit-polls. Все это рассчитано на неопределившихся граждан.

Политолог Владимир Васильев, в свою очередь, считает, что в ходе выборов в петербургское Законодательное Собрание фальсификации будут носить массовый характер. Введенные недавно в УК РФ четыре статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нарушения в ходе предвыборной кампании и во время выборов, с одной стороны, указывают на то, что власть признает наличие нарушений. С другой стороны, инновации мертвы, поскольку никого еще за подобные проделки в тюрьму не посадили. А вот если бы посадили, многое бы изменилось. Но, несмотря на многочисленные нарушения, этого не произойдет: власть не хочет лишаться административного ресурса, который ей по-прежнему нужен.

Васильев описал один из примеров беззакония, которое, по его словам, происходило и, возможно, еще сможет произойти на том или ином участке. Работники участковой комиссии намеренно совершают ошибку на один - два голоса, которую не может заметить наблюдатель. Через час - два после того, как наблюдатели уходят, взяв копии протокола участковой комиссии, появляются представители районной комиссии. Они обнаруживают ошибку, и приходится на законных основаниях устраивать пересчет, а наблюдателей уже нет и найти их тяжело. В итоге на участке обнаруживается, что ошиблись на целых 200 голосов, а приписываются они одной определенной партии.

К слову, вчера группа российских общественных деятелей объявила о создании "Гражданского пула", который будет тщательно наблюдать за региональными выборами 11 марта. Лидеры "пула" - Элла Памфилова, Александр Иванченко, Александр Аузан и Борис Дубин – искренне верят в то, что, если сейчас "ударить по рукам" всех граждан, склонных к злоупотреблению административным ресурсом, в декабре им будет неповадно. Организаторы даже объявили конкурс на самый "грязный" и на самый независимый регион.

Выбор читателей