Женщин Модильяни собрали на Волхонке

Искусство Амадео Модильяни настолько обособлено от основных "измов" XX столетия, что искусствоведы и критики, как правило, рассматривают его отдельно от главных художественных течений эпохи


ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



В Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась персональная выставка Амадео Модильяни – событие не просто знаковое, но в определенной мере даже историческое. Ведь за исключением пары рисунков, случайно оказавшихся в коллекции ГМИИ, ни один музей России не может похвастаться работами чуть ли не самого талантливого и неординарного представителя знаменитой "парижской школы". Правда среди двух с лишним десятков обладателей шедевров Модильяни, попавших в стены Музея изобразительных искусств, встречаются и русские имена. Это частные коллекционеры, которым повезло больше, чем музейщикам. Известно, что в свое время у Пушкинского музея была возможность украсить свою коллекцию картиной Модильяни, однако Министерство культуры СССР не сочло необходимым тратить государственные деньги на столь сомнительного автора...

Государственные чиновники никогда не жаловали художника. Во Франции "за аморалку" прикрыли первую и единственную персональную выставку Модильяни, открывшуюся при его жизни. В России начинающие чекисты уничтожили ранние рисунки мастера, для которых ему позировала юная Анна Ахматова, приехавшая в Париж в свадебное путешествие с Николаем Гумилевым. Впрочем, самого Модильяни едва ли удивил бы подобный поворот событий – талантливый художник и крайне неординарная личность, он так и не сумел вписаться в повседневную действительность. Безуспешно боровшийся с нападками критиков и катастрофической бедностью, с одной стороны, и пагубным влиянием алкоголя, наркотиков и слабостью к дамскому полу – с другой, он, тем не менее, вошел в историю как самый элегантный и остроумный представитель художественной богемы. Им восхищались Гийом Аполлинер и Андре Сальмон, о нем с восторгом вспоминала Маревна, ему покровительствовали польский поэт и меценат Леопольд Зборовский и известный французский коллекционер Поль Гийом.

Искусство Амадео Модильяни – своеобразный сплав классических традиций итальянской школы с совершенно новым, авангардным видением натуры, настолько обособлено от основных "измов" XX столетия, что искусствоведы и критики, как правило, рассматривают его отдельно от главных художественных течений той эпохи. Зато существует такое понятие, как портретный тип Модильяни. Гибкие, изогнутые линии фигур и узкие плечи моделей, тщательно вылепленные носы и одноцветные светлые щелки глаз без обозначения зрачков – к такому канону привели художника творческие поиски, и ему он остался верен до конца своих дней. "Художник выстраивает свой канон современного человека, каждый раз дополняя его новым конкретным жизненным материалом, – пишут о Модильяни специалисты. – Этим он и занимается все свои зрелые годы. В живописном наследии Модильяни не осталось ни одного натюрморта, ни одной картины жанрового характера; известны полдесятка пейзажей, а все наследие состоит из множества мужских и женских портретов и женских обнаженных фигур. Каждая из этих групп при всей их близости друг другу обладает самостоятельностью, таит в себе свой особый смысл".

Известно, что Модильяни не любил работать с раскованными профессиональными натурщицами, отдавая предпочтение угловатым и застенчивым моделям "с улицы". Среди портретов, представленных на выставке, преобладают друзья и знакомые автора: однокашники по Школе изящных искусств, скульптор Морис Друар и художник Константин Бранкуси, подруга Модильяни, журналистка Беатрис Хастингс и его последняя возлюбленная Жанна Эбютерн, молодые Пабло Пикассо и Хуан Грис, а также другие, не менее известные художники, коллекционеры и меценаты, давшие жизнь уникальному культурному явлению, которое впоследствии стали называть искусством "парижской школы".

Отдельный раздел экспозиции составляют знаменитые обнаженные натурщицы Модильяни – те самые, которые в свое время шокировали французских моралистов и послужили поводом для закрытия выставки в галерее Берты Вейль. "Обращаясь к многовековой традиции "ню" – от древности до Эдуарда Мане, – он пытается соединить непреходящую ценность красоты с дыханием своей эпохи, когда красота стала открытой и порой вызывающей", считают кураторы проекта.

Поводом для появления в Москве столь роскошной выставки стал юбилей директора ГМИИ имени А.С. Пушкина, Ирины Александровны Антоновой, которая таким образом устроила праздник не только себе лично, но и всем поклонникам таланта Модильяни. К сожалению, день рожденья случается только раз в году, а юбилеи, как известно, и того реже. Других же достойных поводов привезти хорошую зарубежную выставку у музея пока не предвидится.

Выставка работает до 17 июня

## AP ©

Выбор читателей