Глобальное позиционирование: как это делается в России

Каким образом в условиях сложившегося доминирования GPS Россия может выйти на "самоокупаемость" ГЛОНАСС? Ответ на этот вопрос знают в Институте физики высоких энергий




В последнее время в России вновь заговорили об отечественной системе глобального позиционирования (местоопределения) ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система). Двадцать девятого ноября 2006 г. Сергей Иванов сообщил, что система станет доступной для гражданского использования, а в середине марта 2007 г. на коллегии Мининформсвязи он же говорил о "большом потенциале чисто коммерческого использования системы", которая до настоящего момента находится в полном ведении военных. Эти слова первого вице-премьера были восприняты как сигнал о скорой "коммерциализации" ГЛОНАСС.

Систему начали разрабатывать еще в 70-е гг. прошлого столетия. В 1976 г. ЦК КПСС совместно с Советом Министров приняли специальный план развития ГЛОНАСС. Первые спутники системы отправились на орбиту в 1982 году. В 1991 г. на орбите находилось 12 спутников ГЛОНАСС, что позволило начать использование системы в ограниченном режиме. Двадцать четвертого сентября 1993 г. систему официально приняли в эксплуатацию, хотя из-за недофинансирования она так и не стала работать в полном режиме. Только в 2001 г. была принята Федеральная целевая программа "Глобальная навигационная система", которая предполагала постепенное развитие ГЛОНАСС до 2011 года.

Обычно ГЛОНАСС называют аналогом американской системы глобального позиционирования - хорошо известной GPS, но это не абсолютный аналог. Все американские спутники "настроены" на одну и ту же частоту излучения сигналов, а у каждого из российских спутников частота излучения своя. Поэтому, по словам разработчиков, ГЛОНАСС более устойчива к помехам. При одинаковом расчетном количестве спутников на группировку - 24, различается количество плоскостей орбит (три и шесть соответственно). Российские спутники выполнены на базе устаревшей платформы, хотя недавно в прессе появилась информация о грядущей модернизации отечественной спутниковой группировки - более легкие спутники нового поколения "ГЛОНАСС-К" полностью заменят нынешние к 2016 году.

Но все технические тонкости не меняют главного - ГЛОНАСС, как и американский GPS и европейский Galileo, который сегодня разрабатывается силами ЕС, является глобальной навигационной спутниковой системой. В принципе, любой абонент, имея специальный приемник, сможет с помощью ГЛОНАСС - когда она будет развернута - определять свои координаты на местности, прокладывать оптимальный маршрут передвижения. Сфера применения такой системы, как показывает практика использования GPS, очень широка. Она с успехом используется и в автомобилях, и в авиации, при развитии транспортной инфраструктуры, в работе кадастровых служб, в туризме и много где еще. Кажется, остается только порадоваться инициативе государственных мужей по продвижению "нашего ответа GPS" гражданским пользователям.

Но есть несколько объективных факторов, не позволяющих рисовать будущее гражданской ГЛОНАСС исключительно в радужных тонах.

Первая проблема состоит в том, что сегодня в российской группировке элементарно не хватает спутников. "Покрыть недостачу" планируется только к 2009 году. То есть разговоры о скорой коммерциализации ГЛОНАСС - пока только проекты.

Вторая проблема тесно связана с отсутствием государственного стандарта на открытую и точную систему географических координат, совместимую с системой спутниковой навигации. Спутники ГЛОНАСС используют систему координат ПЗ 90, но она закрыта для пользователей. Что ПЗ 90 представляет на самом деле, известно лишь узкому кругу специалистов. Государственных стандартов (открытых) по ее использованию нет, процедура использования для гражданских лиц не описана и т.д. Выходить к потребителю с ГЛОНАСС, но без удобной системы координат, невозможно. Сначала придется проделать большую работу по приведению ПЗ 90 в некий товарный вид или адаптировать к нашей разработке уже имеющийся стандарт GPS - WGS84.

К тому же в России сохраняется весьма "архаичный" режим секретности в отношении геоданных высокой точности. Его суть - в запрете на точность, превышающую определенный порог (сегодня порог засекречивания проходит на уровне 30 метров). Представьте на минуту, что в стране запрещено пользоваться точными гирями (эталоном веса) и точными часами (эталоном времени) - и ситуация с геоданными предстанет со всей наглядностью.

Встает вопрос, каким образом в условиях сложившегося доминирования GPS Россия может выйти на "самоокупаемость" ГЛОНАСС - или, для начала, хотя бы приблизиться к ней? Ключевым препятствием на этом пути является фактическая бесплатность GPS и сформировавшееся доверие пользователей к системе. Бесплатность GPS (хоть и только до определенного времени) и ее доступность объективно затрудняют продвижение альтернатив. Однако альтернативы, по-видимому, все же имеются. Одной из них может стать концепция, предполагающая коммерциализацию не самой группировки ГЛОНАСС - но качественно новых сервисов, нужных России и позволяющих использовать для позиционирования любые системы, в том числе GPS и Galileo, предложенная специалистами подмосковного Института физики высоких энергий.

Как пояснили нам в Институте, "в ее основе - обеспечение с помощью уже существующих технологических решений нормализации ситуации на дорогах страны за счет всеобъемлющего и круглосуточного контроля скоростного режима, а на следующем этапе - и ПДД в полном объеме. Дело в том, что проблема хаоса на дорогах является фактически лишь перенесенной в иную предметную область проблемой отсутствия средств контроля за развитием современных мегаполисов. Использование для мониторинга автотранспорта вместо дорогих онлайновых существенно более доступных и не требующих развитой инфраструктуры офлайновых систем позволит решить целый ряд проблем - в частности, сезонных пробок на автодорогах.
У новой технологии есть значительные и очевидные преимущества - прозрачность принципов, техническая реализуемость, возможность создать промышленность по выпуску оборудования и геоданных и при этом спасти десятки тысяч жизней ежегодно. Система, фактически обеспечив взимание дорожного налога как функцию местоположения и скорости транспортного средства, позволит по-новому подойти к проблеме управления развитием городов, "накладывая" на них любые оптимальные функции. С ее помощью можно даже стимулировать развитие депрессивных регионов, делая дорожный налог для определенных территорий нулевым или даже отрицательным".

Выбор читателей