Валерий Золотухин: "Я из тех, кто в игре до последнего"

"Человек изначально так создан, что невозможных вещей для него практически не существует. Просто об этом надо все время помнить", - уверен прославленный актер театра и кино


ФОТО: taganka.theatre.ru



"Так уж получилось, что у меня трое сыновей, самому младшему из которых два с половиной года. А оставшуюся часть моей жизни занимает все тот же театр на Таганке, в котором я служу уже много лет, и съемки в кино", - смеется 65-летний отец двухлетнего Ивана Золотухина, Валерий Сергеевич.
"Мой младший постоянно отвлекает меня от работы, - неожиданно признался Золотухин в самом начале нашего разговора. - Вот сейчас позвонил мне для того, чтобы спеть по телефону "Папа дома". Знаете, он поет песни исключительно оптимистического содержания. И очень любит песни в исполнении отца. Наверное, оттого, что когда мне поднесли его, чтобы обрезать пуповину, я напевал "Счастье вдруг в тишине постучалось в двери".

"Yтро": Вы присутствовали при рождении младшего сына?

Валерий Золотухин: Присутствовал, но не в самом отделении, а за стеклянной перегородкой.

"Y": По голосу, значит, папу узнает. А когда видит по телевизору, как реагирует?

В.З.: Ну, пока мы его только готовим к этому процессу. Узнает, конечно, но мы стараемся его особенно к телевизору не подпускать. Зато в театр - пожалуйста, ходит с большим удовольствием. Он у меня вообще очень любит аплодисменты и поклоны. Ваня публичный человек, как всякий ребенок. Например, когда на него не обращают внимания, он расстраивается. Папа живет аплодисментами, мама живет аплодисментами. В общем, лишь бы хлопали, даже если не платят гонорары (смеется).

"Y": А Вам бы хотелось, чтобы Иван тоже стал актером, продолжил династию?

В.З.: Я к этому отношусь спокойно и достаточно просто. Лишь бы был здоров, добросердечен, милосерден, отзывчив, жил в согласии с собой. Остальное не имеет никакого значения. Ведь когда жизнь заканчивается, никакого богатства ты с собой никуда не заберешь.

"Y": Валерий Сергеевич, у Вас ведь еще двое взрослых сыновей. Ваши взгляды на воспитание детей как-то поменялись с рождением младшего?

В.З.: На самом деле все очень поменялось. Потому что когда ты молод, будущее твоих детей просматривается так же, как и твое. А когда тебе 64, а он только родился - начинаешь понимать, как быстро сжимается время. И хочется так много успеть: увидеть, как он вырастет, заговорит, пойдет в школу, начнет соображать. Что из него в итоге получится.

"Y": Вы продолжаете активно сниматься в кино, причем в нескольких проектах одновременно. Как Вам удается совмещать их и оставаться при этом в такой хорошей форме?

В.З.: Многие мои сегодняшние роли не требуют особых душевных затрат или чего-то еще. Что же до формы, то здесь помогает и зарядка, и режим, и хорошее питание, и, что немаловажно, любовь. На самом деле, когда меня спрашивают об этом, я внутренне по этому поводу улыбаюсь. Ведь человек изначально создан с такими возможностями, что невозможных вещей для него практически не существует. Просто об этом надо все время помнить. Надо уметь распределять свои нагрузки. Ведь мы даже едим в десять раз больше, чем нам нужно для поддержания жизнеспособности организма. Но так человек устроен, он ест. Мы очень много времени и сил тратим впустую, потому что ставим себе заведомо ложные цели.

"Y": Многие актеры Вашего поколения отказываются сниматься в сериалах, потому что считают такие проекты несерьезными. Что Вы думаете по этому поводу?

В.З.: Начнем с того, что я таких актеров не встречал. Потому что одно дело - говорить, и совсем другое - делать. На самом деле им просто никто не предлагает сниматься. Что касается меня - тут вообще все просто: у меня дети, внуки, мне надо банально зарабатывать деньги. Кроме того, я принадлежу к той категории актеров, которые не выходят из игры до последнего. И именно поэтому все время должен быть в форме. Ведь посмотрите, если я в своем возрасте за час в состоянии выучить пять страниц текста, разве это плохо? Может быть, я принадлежу к тому самому типу людей, которых называют трудоголиками. Потому что если я не играю - то я пишу, если я не пишу - то я пою, если я не пою - то я думаю. Все время в процессе. И я чрезвычайно благодарен своим педагогам, которые твердили нам: "Всегда имейте с собой работу. Хоть что-нибудь: или роль, или записную книжку, или книгу. Чтобы за кулисами вы не трепались, а занимались делом". Я очень хорошо усвоил этот урок.

"Y": В телевизионных проектах Вам предлагают принять участие?

В.З.: Да, постоянно. Даже авторскую программу предлагали сделать. Более того, я делал какие-то попытки. Но мне кажется, мне это просто не дано. Так же, как не дано мне быть, скажем, режиссером-постановщиком. Это совсем не моя профессия. Не могу заниматься насилием над коллективом или даже над одним частным лицом. Такой уж я псих-одиночка. Я люблю исполнять, люблю играть, но отвечать при этом только за себя. Да и потом - каждому овощу свое время. А сниматься в телепередачах, вести авторские программы - дело молодое, однозначно. Здесь нужны молодая энергия, молодые мозги, молодое видение. Мое-то время уже "ускакало", я вижу все совсем иначе. Возможно, это говорит о лени, которую я не могу преодолеть, чтобы, например, научиться владеть компьютером, хотя сегодня это необходимо. Умом я это понимаю, но, как говорится, руки не доходят. Поэтому телевизионные проекты - это, конечно, хорошо, но лучше я потрачу время на написание страницы своих размышлений.

"Y": Вы ведь очень давно ведете дневник?

В.З.: Да, с семнадцати лет, исписано уже больше ста общих тетрадей. Многое я уже опубликовал, но останавливаться пока не собираюсь. Вот и Ваньке книжка должна написаться обязательно. Денису и Сергею книги я написал, и младший тоже хочет со временем получить рассказ о себе (смеется).

"Y": В последнее время многие известные люди занялись написанием книг. Что Вы об этом думаете?

В.З.: Я думаю, что в этом ничего дурного нет, все решает вопрос - как и для чего. Потому что книга книге рознь. Если это мемуары, воспоминания, "как я каталась на льду" - это одно. Если это своя проза - совсем другое. Я, например, в свое время получил премию "Молодой гвардии" за лучшую книгу молодого автора. Был даже такой момент, когда меня уважаемые писатели уговаривали вообще бросить актерское мастерство. "Валера, Бог наградил тебя умением писать! - говорили они. - А ты свой талант размениваешь на какую-то сцену, экран. Это ведь все тленно. Только литература вечна!". Было и такое. Но я считал, что все это чушь. Потому что, во-первых, все тленно под луною. И не всегда написанная книга "вечнее" хорошо сыгранной роли. Это спорный вопрос. И если еще лет 20 назад я в этом сомневался, то теперь все мои сомнения испарились. Сегодня я сыгранного мною Моцарта не променяю ни на какие книги. Вообще во всем, что ты создаешь, есть своя уникальность. Поэтому когда-то мой профессиональный выбор оказался не ложным, а правильным. Поэтому я не жалею, что чего-то там не написал. А с другой стороны - если суждено тебе написать, ты сделаешь это обязательно. Не суждено - значит, сыграешь. По-другому в этой жизни не бывает, так что жаловаться грех, да и не надо.

Выбор читателей