Будущие мамы получат по заслугам

Если до сентября законодатели не подготовят новые расчеты пособий по беременности и родам, то их выплатят по норме, действовавшей до 2001 года: размер пособия будет определяться зарплатой женщины




В России создан судебный прецедент по перерасчету пособия по беременности и родам. Для этого нашей соотечественнице пришлось выдержать несколько лет судов и сломить сопротивление высших органов власти. А противостояли ей, ни много ни мало, правительство, Государственная дума и Минздравсоцразвития. Конституционный суд решил дело в пользу истицы.

Жительница города Сарова Нижегородской области, начальник юридического управления крупного агентства недвижимости Татьяна Баныкина в 2002 г. родила второго ребенка - дочь Дашу. Согласно федеральному закону №81 от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", денежное пособие по беременности и родам должно рассчитываться исходя из среднего заработка матери за 140 дней - 70 дней до и столько же после родов. В то же время, ст. 15 закона "О бюджете фонда социального страхования на 2002 год" устанавливает максимальную сумму, которую женщина получает по беременности и родам, - 11700 рублей. Именно столько и получила Татьяна Баныкина, хотя ее зарплата была намного выше. Как подсчитала сама молодая мама, она потеряла более половины своего заработка. Полагая, что подобное противоречие законов несправедливо и ущемляет не только ее права, но и права всех беременных, зарабатывающих неплохие деньги, Баныкина подала иск в Саровский городской суд. Дело она выиграла: в мае 2005 г. местный суд постановил выплатить ей пособие по беременности и родам в размере полного среднего заработка без учета ограничения. А в сентябре того же года вышестоящая судебная инстанция - Нижегородский областной суд - отменила это решение, да еще и в новом иске отказала. Поскольку Баныкина не собиралась просто так подарить государству заработанные ею деньги, она обратилась в Конституционный суд РФ, который 18 января 2007 г. приступил к рассмотрению жалобы.

В то, что дело будет решено в пользу истицы, мало кто верил. Логика ее противников была следующей: по данным Госкомстата за 2002 г., зарплата сотрудниц газовой отрасли составляла 30 - 40 тыс. руб., а учителей – около 3 тыс. рублей. Выходит, предложенная истицей схема ставит всю страну в еще более неравные условия, а социальные выплаты для того и существуют, чтобы каждый получил одинаковую сумму. По словам представителя Минздравсоцразвития Юрия Воронина, в нашей стране заработную плату выше 11 тыс. рублей имеет менее 1 млн женщин. Из них лишь 3% получают пособие по беременности и родам. Чиновник также отметил, что даже за рубежом молодым матерям не выплачивают полную зарплату. Так, в Чехии "декретные" составляют 69% от заработка матери, а в Финляндии - 70%. Наконец, полномочный представитель Госдумы в Конституционном суде Елена Мизулина считает, что отмена установленной законодательством определенной суммы декретных пособий может привести к злоупотреблениям. Например, неплохо зарабатывающие в коммерческих структурах женщины будут приписывать к своим зарплатам парочку нулей.

Татьяна Баныкина настаивала на том, что помощь государства малоимущим семьям и личные заслуги отдельного человека - разные вещи. На все аргументы противников у нее имелся еще один веский контраргумент: "Государство, желающее иметь здоровую нацию и семьи, желающие рожать детей, должно создавать благоприятные условия для рождения детей, а не намеренно ухудшать материальный уровень жизни людей, которым предстоит обеспечивать еще одного (самого главного) члена семьи - родившегося ребенка".

Конституционный суд внял доводам истицы и вынес вердикт в ее пользу. Суд постановил, что "декретные" деньги должны отвечать "конституционной природе и социальному предназначению", тем более когда "в современной социально-демографической ситуации институт материнства и детства приобретает повышенную публичную значимость". Возможно, это ключевая формулировка в решении суда, потому что поддержка рождаемости с легкой руки президента стала одним из приоритетных направлений социальной политики. Еще одно интересное правовое последствие связано с самой логикой вердикта. Сходные ограничения установлены и на пособия по временной нетрудоспособности. Руководствуясь "прецедентом Баныкиной", какой-нибудь дотошный гражданин может теперь оспорить существование верхней планки выплат и там.

Как бы там ни было с конъюнктурностью решения КС, добиваться положительного решения по своему делу у гражданки Баныкиной пришлось около трех лет. Теперь государство возместит ей разницу, которую она потеряла, уйдя в декретный отпуск. При этом все 100% от своей зарплаты получит только она. По решению Конституционного суда, государство должно снять ограничения на размер пособия в течение полугода. Так что до сентября 2007 г. молодые мамы получат пособие по беременности и родам в установленном законом размере - 16700 рублей. Именно столько государство насчитало в этом году. Если в течение шести месяцев законодатели не подготовят новые расчеты по "декретным", то их будут выплачивать по норме, действовавшей до 2001 г., то есть размер пособия будет определяться зарплатой женщины.

Выбор читателей