Любая машина стоит копейки

Контор, занимающихся срочной скупкой автомашин, море. Первый же запрос в поисковых системах выдаст на-гора десятки предложений купить ваш автомобиль за "85 - 90% рыночной цены". Не верьте ни единому слову




Менять автомобили как перчатки нынче модно. Мода эта возникла в связи с глубоким и бесповоротным проникновением в нашу жизнь доступных автокредитов. Покатался годик, заплатил банку остаток - и получай новый кредит на более дорогое или более приглянувшееся авто. Многие кредитные учреждения выдают и два, и даже три автокредита одному лицу, так что машинами возможно обеспечить всю семью - знай только плати. Плюсы и минусы таких займов в свое время "Yтро" описывало довольно подробно, с тех пор принципиально ничего не поменялось, поэтому сегодня предмет нашего внимания не они, а то, что бывает, когда вы наконец захотите автомобиль выкупить и взять вместо него другой.

Как правило, среднестатистический россиянин берет новое дилерское авто в кредит на два - три года и, соответственно, регулярно приносит деньги страховщикам. Мысль поменять машину и платить страховые премии за новую, а не за старую, посещает его аккурат за месяц - полтора до внесения средств. Прибавьте к этому средний 30-тысячный годовой пробег, и вы получите взрывоопасное сочетание нескольких факторов: надо платить за страховку, надо проходить очередное ТО, надо получать новый талон техосмотра. В общем, проще делать все то же самое, но с новым автомобилем. А для того, чтобы банк одобрил новый кредит, старый лучше продать, выплатив затем долги и использовав остаток для покрытия первого взноса за свежего "железного коня".

Итак, на лихорадочный поиск денег для выкупа и продажу старой машины остается совсем немного времени. Если с первым каждый справляется самостоятельно - берет в долг, ужимает траты, потрошит заначки, - то второе представляется, как ни парадоксально, задачей более сложной, поскольку рынок подержанных автомобилей завален предложениями. Разумеется, продать старую "девятку" за $4 тыс. - это легко, но, если у вас на руках находится иномарка, доставшаяся вам по цене $25 - 50 тыс., за пару дней сбыть ее просто невозможно. Разговоры о "ликвидности" или "неликвидности" конкретной марки и модели в данном случае от лукавого, за несколько дней более или менее серьезную машину вы не продадите. Разумеется, дорогущая "Инфинити" зависнет подольше, чем "Мазда-3", но в любом случае время измеряется неделями. Счастливые исключения только доказывают общее правило.

Как показывает практика, за две - три недели до внесения очередного страхового взноса, являющегося непременным условием практически каждого кредитного договора, изрядная часть автовладельцев остается с выкупленным автомобилем, долгом в несколько тысяч долларов, анкетой для получения нового кредита и жуткой головной болью под названием "блин, кому мою сеялку продать-то?".

Сдавать на "трейд-ин" - выход не для всех, так как человеку свойственно пробовать что-то новое и более навороченное, а не менять на то же самое, только годом посвежее, хотя такие любители тоже имеются. Давать объявление и сутками пасти разных "интересантов" на площадке у дома или офиса - рабочее время и нервы дороже. Сдавать в автосалон на комиссию - продаваться будет долго, а времени нет. Остается один выход: моментальная скупка подержанных авто.

Контор, занимающихся таким бизнесом, море. Первый же запрос в поисковых системах выдаст на-гора десятки предложений купить ваш автомобиль за "85 - 90% рыночной цены". Разумеется, при обилии информации вы уже начинаете рассчитывать на определенную выгоду, и калькулятор рисует сказочные перспективы из серии "все долги заплачу, взносы внесу да еще и останется". Чушь это все, выбросьте из головы. Единственное достоинство таких скупочных контор - это то, что по телефону они называют вам цену, приближенную к реальной, сразу, не заманивая обещаниями и заявляя, что настроены на 25% прибыли. Другой вопрос, что в условиях, когда "85 - 90%" написаны на каждом углу, не всякому придет в голову звонить и выяснять подробности. А даже если и придет, настрой-то соответствующий все равно уже имеется.

Конторы, выкупающие подержанные автомобили, для определения цены пользуются доступными всем базами предложений на самых известных сайтах. В качестве средней цены берется минимальная из имеющихся в наличии на данный момент, а дальше происходит торг, причем, если верить заявлениям потенциальных покупателей, каждая царапинка на вашей машине обойдется им в будущем в миллион, не меньше: "Это же все нужно устранять, иначе у нас потом не купят". Заявлениям таким не верьте, никто и никогда царапины на бампере и мелкие вмятины, образовавшиеся в результате эксплуатации автомобиля, заделывать не станет. Потому что продавать вашу машину будут, естественно, как подержанную, а требовать от подержанной внешнего вида новой - это абсурд, на то она и подержанная.

Если пытающийся срочно избавиться от машины автовладелец пойдет в другую подобную контору, там тоже найдут недостатки. Однако есть один нюанс: казалось бы, все конторы работают по единому алгоритму и придираться, соответственно, будут к одним и тем же недостаткам, ан нет. Одним не нравится царапина, а на ходу машину даже не проверяют, других не устраивает люфт дифференциала, и на фоне разговоров о том, что царапины - это пустяк, начинается нудная песня про коробку, которая якобы дышит на ладан. В общем, если объективно ваша машина не имеет признаков особо некультурного с ней обращения, каждый покупатель придирается к чему-то своему. Из чего делается закономерный вывод: все придирки есть не что иное, как попытки обесценить ваш автомобиль в ваших же глазах и сбить на него цену.

Всем понятно, что задача любого продавца - продать подороже, а интерес покупателя - купить подешевле, но должны же существовать какие-то разумные рамки торга. Чтобы не быть голословными, предложим расчеты по конкретному автомобилю, последнему из продававшихся автором этого материала не далее как три дня назад. Итак, дано: не самый ликвидный автомобиль "Вольво S80" 2004 г. выпуска, пробег 75 тыс. км, со всеми наворотами, еще на гарантии. Цена нового у дилера - $51 тыс., цена при покупке его новым в 2005 г. - $46 тысяч. Цена в предложениях о продаже на популярных авторесурсах в Интернете - $26 - 30 тыс., цена дилера при взаимозачете по системе trade-in - $23 тысячи. Казалось бы, при рекламе "85 - 90%" можно рассчитывать на получение как минимум $22 тыс., однако на практике абсолютно все скупочные конторы - а таких было 12 штук - предлагали не более $ 19,2 тысячи. Самое распространенное предложение (семь контор из двенадцати) - $18 тыс. без осмотра, самое безответственное - искомые $22 тыс. по телефону, на деле превратившиеся в те же девятнадцать. Таким образом, через два фактических года эксплуатации новый автомобиль потерял в цене практически 60%, что является цифрой тем более обидной, что на протяжении двух часов вы наблюдаете дополнительное плавное уменьшение цены с $23 до $19 тыс., что составляет 17%-ное падение. За два часа! И к этому нужно быть готовым.

Разумеется, продавцы готовы уступать и согласны с тем, что каждый недостаток снижает цену. Разумеется, не все идут в скупочные конторы, предпочитая продавать дольше, но выгоднее. Разумеется, кто-то даже копит на новое авто или соглашается на менее выгодные условия кредита, когда новая машина становится второй по счету, а потом уже продает первую. Речь не об этом. Речь о том, что далеко не каждый скрупулезно подсчитывает потери, которые непременно будут понесены при быстрой продаже вашего автомобиля и желании получить деньги немедленно. Согласитесь, не всякий сочтет потери минимум в $7 тыс. (в данном случае) не стоящими внимания для того, чтобы не продавать автомобиль своими силами.

Нет никакого открытия в том, что быстро - это всегда задешево. Нет никакого откровения в том, что "хочешь сделать хорошо - сделай сам". Однако предполагать и даже знать наверняка, что "все вокруг обманщики" - это одно, а увидеть конкретные расчеты - совсем другое. Учитесь на чужом опыте и сами решайте, что для вас выгодней - быстро и дешевле или долго и дороже.

Еще несколько советов напоследок. Расчет покупателя с продавцом совершается наличными. При этом наш человек до сих пор предпочитает доллары. Не поленитесь, съездите с покупателем в ближайший обменник и проверьте на выбор десяток купюр. Не забывайте брать с собой на сделку паспорт, все документы на авто и все ключи, иначе только время потеряете. Если покупатель предлагает в дополнение к генеральной доверенности подписать у нотариуса и договор купли-продажи, соглашайтесь. Этот договор будет так или иначе подписан впоследствии на основании гендоверенности, однако в этом случае вы не сможете проконтролировать сумму, вписанную в него. Если она окажется выше 125 тыс. рублей (около $5 тыс.), ваша налоговая непременно пришлет вам требование уплатить то, что причитается государству.

Выбор читателей