"Телефонная революция" прошла незаметно

Реформа системы оплаты телефонной связи в Москве прошла спокойно, если не считать тех, кто вовремя не выбрал тарифный план. Скептически настроенных абонентов МГТС уверяет, что лишние минуты в счетах никто не рисует




С февраля москвичи оплачивают домашние телефоны по новым правилам. До 11 марта нужно было определиться с выбором тарифного плана, кто не успел - МГТС не виновата.

Компания МГТС обслуживает более четырех миллионов москвичей. Из них 84% (3023805 человек) до 11 марта определились с тарифами. Выбрали самый дешевый вариант – повременную систему оплаты - 30,8%, то есть 930371 определившихся абонентов. Это 125 руб. за обслуживание абонентской линии плюс 28 коп. за каждую минуту разговора. Остановились на комбинированном варианте - те же 125 руб. за обслуживание линии, 104 руб. за 370 минут местных соединений и по 23 коп. за каждую минуту свыше установленного лимита - 26,9% (813625 человек). Оставшиеся 42,3% (1279809 человек) решили остаться на привычном абонентском (безлимитном) тарифе, который вырос почти вдвое: теперь вместо 200 руб. за телефон приходится отдавать 380 (125 руб. плюс 255 руб. за неограниченное время разговоров).

Тех, кто вовремя не определился с тарифом, МГТС по умолчанию перевела на самый дорогой - абонентский. Об этом было известно заранее, но, как водится, многие граждане, получив квитанции за телефон, были неприятно удивлены и отправились за выяснением в местные телефонные узлы. Что там творилось, человеку, отвыкшему от советских очередей, может присниться только в страшном сне. Впрочем, и очередями это было назвать трудно. После трех, а то и пяти часов пребывания в помещении уже не понятно было, кто за кем стоит. Не обошлось без скандалов, кое-где переходивших в легкое рукоприкладство. Однако, как заверяет МГТС, всем, кто наконец-то выбрал подходящую систему оплаты, будет произведен перерасчет. Напомним, что бесплатно сменить тариф можно до 1 мая 2007 г.: распечатать бланк заявления с сайта МГТС, отнести его на телефонный узел и без очереди отдать оператору или администратору абонентского зала.

И все-таки, откуда взялась сумма в 380 рублей? Почему не 250 или 300? По словам заместителя генерального директора ОАО МГТС по коммерческой деятельности Дениса Лобанова, методику расчета тарифных планов разработала Федеральная служба по тарифам (ФСТ). По ее подсчетам, реальная плата за телефон составляет 569 рублей. Но эта цифра даже МГТС показалась слишком высокой. Связисты изучили опыт иностранных коллег, провели среди москвичей опрос и остановились на 380 рублях. ФСТ заявку одобрила. Когда компанию упрекают в том, что повышение тарифов может пагубно сказаться на семейном бюджете малоимущих, в МГТС отвечают, что предусмотрели все. Например, комбинированная система оплаты рассматривается как социальная, потому как по цене приближена к прежней абонентской плате. Более того, тарифы на свет, воду и газ повышаются ежегодно, а МГТС с 1 октября 2005 г. не поднимала плату за телефон. К тому же заботу о льготниках государство взяло на себя. Так, в столице дотации выросли до 190 рублей. "Кому-то дополнительные 190 руб., выделенные правительством Москвы, придутся очень кстати, а если такой абонент является малоговорящим, то его затраты на телефон вообще могут быть меньше суммы компенсации", - отметил Денис Лобанов. Как нам сообщили в пресс-службе МГТС, "отказа абонентов от "безлимитного" тарифного плана" не наблюдается".

Еще одна сумма, которая вызывала недоумение у многих абонентов, касалась 125 руб. за обслуживание абонентской линии. Если до 1 февраля об этой услуге мы ничего не знали, то сейчас нас поставили перед фактом. Пресс-служба МГТС сообщила "Yтру", что "вопрос об этом тарифе было бы уместнее задать Федеральной службе по тарифам - именно эта организация устанавливает в России тарифы для субъектов естественных монополий в области связи, для МГТС в том числе. Тариф за пользование абонентской линией в 125 руб. был установлен и для других компаний - монополистов в области связи. Это стоимость обслуживания телефонной линии, которая должна быть в рабочем состоянии, даже если абонент никуда не звонит. Это тоже должно оплачиваться, ведь в любой момент телефон может понадобиться, например, для звонка в скорую помощь или пожарную часть. Раньше эта плата тоже взималась, но абонент ее "не видел", так как механизм оплаты услуг местной телефонной связи был непрозрачным. Теперь абонент точно знает, сколько и за что он платит".

Однако всегда найдутся те, кто ставит под сомнение количество минут, насчитанных МГТС. Такие скептики уже появились. Они утверждают, что никак не могли наговорить 600 минут, потому как: лежали в больнице, отдыхали в санатории, дома бывают только по выходным и телефон им при этом ни к чему, и так далее, и тому подобное. Масла в огонь подливают аналитики консалтинговых групп, которые заявляют, что операторы стационарной связи "раскидывают" на всех абонентов минуты должников. Хотя тут же оговариваются, что вообще-то связь сегодня довольно прибыльный бизнес, так что вряд ли телефонные компании занимаются подобными махинациями.

В МГТС скептически настроенным абонентам отвечают, что ее счетам можно доверять так же, как и счетчикам на свет и воду. Если бы это было возможно, то каждый телефон в московской квартире давно бы уже подключили к счетчику. Однако сделать это куда сложнее. Это дорогое удовольствие, поскольку подобные приборы должны учитывать массу параметров: например, определять тип звонка - местный, междугородный, международный или внутризоновый, не засчитывать первые шесть секунд разговора и вызовы на бесплатные номера 01, 02, 03. В общем, если такие счетчики когда-нибудь и появятся, то произойдет это нескоро.

Подводя итоги "телефонной революции", можно предположить, что пройдет еще месяц, и все привыкнут к новым счетам. И если не считать тех, кто не успел выбрать тарифный план, то в целом москвичи отнеслись к повышению цен на услуги МГТС спокойно.

Выбор читателей