Черви подарили человеку разум

Европейские ученые неопровержимо доказали, что наш мозг унаследован от червяка. К тому же у наших далеких предков он располагался в области живота и больше всего был похож на лестницу

Похоже на то, что отныне фраза "У тебя мозги, как у червяка" не будет считаться оскорбительной. Наоборот, оказывается, в ней заключена передовая научная мысль. Стало известно, что наш мозг, вместе со всей нервной системой, напрямую унаследован от самых что ни на есть примитивных животных - таких, как черви и насекомые. На это однозначно указывают результаты исследования ученых из Европейской лаборатории молекулярной биологии в Гейдельберге.

В последнее время человеческий орган высшей нервной деятельности стал объектом пристального внимания естественников - от генетиков до палеонтологов. Первые не так давно выяснили, что он эволюционирует с течением времени и наш мыслительный аппарат совершеннее, чем у наших предков. Вторые два года назад совершили сенсационное открытие, впервые откопав окаменевший костный мозг. И вот теперь молекулярщики порадовали нас несомненным умственным родством человека с беспозвоночными существами.

Европейские ученые провели ряд тонких молекулярно-генетических опытов с древними морскими червями Platynereis dumerilii. Исследователи подробно выясняли, как закладывается нервная система животного в начале его жизни и сделали потрясающее открытие: точно так же, как и у нас с вами. То есть человеческий мозг находится в несомненном родстве со скоплениями клеток, которыми "думают" примитивные создания.

Открытие это серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Давно известно, что беспозвоночные животные имеют с позвоночными (включая человека) неких общих предков. Вопрос заключался в том, унаследовали мы организацию нервной системы от этих пращуров - червей и прочих малоаппетитных существ - или все-таки выработали сами? Теперь можно однозначно заявить: верен первый вариант.

Интересно, что нервная система тех же червей совершенно не похожа на человеческую. Она состоит из узлов (которые называются "ганглии"), расположенных попарно вдоль тела и соединенных в своеобразную "лесенку" с помощью перетяжек. Кроме того, она находится не на спине, как у всех позвоночных (о чем напоминает наш спинной мозг), а на животе! Чтобы из такой системы получился сложный мыслительный аппарат, должны были произойти очень большие изменения. Ученые сами признаются, что пока не могут объяснить, как это получилось.