Вечно беременная искусством

Благодаря своему особому "светлому" стилю, Зинаида Серебрякова, "постоянно беременная, трудно рожавшая" мать-героиня, стала символом женственности в русском искусстве


ФОТО: domnaschokina.ru



Если бы французский кондитер Луи Жюль Сезар Август Бенуа, сбежавший в 1794 г. от ужасов кровопролитной революции ко двору императрицы Екатерины II, узнал, что станет родоначальником самой знаменитой русской арт-династии, он бы возгордился. Но удачливый повар умер в неведении, благодаря судьбу лишь за счастливое избавление от беспощадной гильотины. Зато, живя себе вольготно у ступеней российского трона, Луи Бенуа плодился и размножался с чисто французской беспечностью. Семнадцать отпрысков, даже за вычетом умерших в младенчестве, положили начало огромному клану. О представителях этого удивительного семейства любили говорить, что они родились с карандашом в руке. А когда одна из девиц Бенуа ухитрилась выйти замуж за известного скульптора Евгения Лансере, поистине гремучая смесь творческих кровей породила Зинаиду Серебрякову.

Рано оставшись без отца, Зика Лансере выросла в петербургской квартире деда-архитектора Николая Бенуа. Книги по искусству Ренессанса, художественная школа княгини Тенишевой, путешествие по античной Италии и лучшим музеям Европы - девочка из приличной семьи шла по накатанному пути.

Вот только модная в те времена французская живопись не вдохновляла начинающую художницу. Гораздо больше ее привлекали произведения отечественных мастеров: Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Венецианова. Нужно было обладать большой твердостью духа и уверенностью в себе, чтобы в начале ХХ в. остаться в рамках традиций русского реализма. А на фоне экзальтированных акмеистов и символистов Зика со своими четырьмя детьми, с любовью к простой и здоровой деревенской жизни, выглядела белой вороной.

Спокойные, улыбающиеся розовощекие герои ее картин были совсем непохожи ни на лубочных героев произведений художников-примитивистов, ни на припудренных "марионеток" мироискусников. В то же время приятная пастельная гамма придавала работам Серебряковой особую гармонию, выгодно отличия их от мрачных полотен убежденных реалистов.

Возможно поэтому молодая художница рано обратила на себя внимание публики и критики. Но получить заслуженные лавры Академии художеств Зинаиде Серебряковой не пришлось: революция стала крушением всех ее надежд. Большевики отменили царские академии и институты, тиф унес жизнь любимого мужа, а полнокровные крестьянские бабы - любимые натурщицы - взбунтовались и стерли с лица земли родовое гнездо.


Фото: domnaschokina.ru

И все же Серебрякова продолжала работать. Конечно, масляных красок в годы военного коммунизма было не достать, но художница рисовала всеми подручными средствами: карандашом, углем, пастелью, оставив потомкам листы великолепной графики. В 1924 г. она выехала со своей персональной выставкой в Париж, чтобы никогда не вернуться обратно. Вскоре ей удалось заполучить двоих младших детей, а старшие увидели свою мать только спустя сорок лет.

В 1960-е годы к старушке-художнице пришла заслуженная слава. Но все же она предпочла не рисковать и нашла свое последнее пристанище на русском кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа.

Благодаря своему особому "светлому" стилю, Зинаида Серебрякова - "постоянно беременная, трудно рожавшая" мать-героиня - стала символом женственности в русском искусстве. Так уж получилось, что семейная жизнь и тихие домашние радости оказались для нее важнее, чем все революционные бури той страшной эпохи. Конечно, жизненный путь Серебряковой не был усеян розами, однако же счастливые дети - герои ее лучших произведений - продолжают умилять и радовать глаз даже в наш циничный век.

В экспозиции "Зинаида Серебрякова. Детский портрет", открывшейся в залах московской галереи "Дом Нащокина", представлены исключительно радостные и светлые работы художницы. Разумеется, большая часть из полусотни акварелей и рисунков, попавших на выставку, относятся к самому счастливому и безмятежному периоду в ее жизни. Модели Серебряковой, будь то ее собственные дети или деревенские ребятишки, всегда узнаваемы: золотые локоны, тихая задумчивость на челе и непременно - глаза в пол-лица. Ученые даже выделяют особый - "серебряковский" тип детского портрета. Причина магической притягательности этих портретов на самом деле проста - маленькие герои Зинаиды Серебряковой живут в прекрасном, но, увы! - уже недостижимом для нас мире детства.

Выбор читателей