Зимняя депрессия

Изучив выставку Now is the winter, приходится лишь вздохнуть о счастливых временах, когда художник жил в гармонии с самим собой и искренне верил в равновесие высших сил и безоблачное будущее


ФОТО: proektfabrika.ru



Среди многочисленных центров современного искусства, пытающихся аккумулировать и централизовать художественную жизнь столицы, "ПRОЕКТ_FАБRИКА" выглядит законченным маргиналом. Возникнув, как это принято в последнее время, на территории бывшей промышленной зоны, "Фабрика", в отличие от более счастливого "Винзавода", так и не смогла стать центром актуального искусства. То ли пиарщики потрудились плохо, то ли денег не хватило, а может, просто фабрика технических бумаг "Октябрь" сохранилась хуже, чем винно-водочный комбинат. Однако же, не сумев стать модным местом, "ПRОЕКТ_FАБRИКА" прекрасно вписался в аутентичную нишу интеллектуального клуба "не для всех". Видеопоказы и презентации фильмов, оказавшихся далеко за пределами мейнстрима, концерты широко известных в узких кругах музыкантов, приезжающих в наши края исключительно по случаю фестиваля Сергея Курехина, и, конечно же, соответствующие выставки.

Проект с антиактуальным названием "А сейчас зима" объединяет работы русских, украинских и американских художников. Фраза, открывающая сцену первого акта шекспировского "Ричарда III" - Now is the winter, у англоговорящих народов символизирует атмосферу напряженного ожидания. Учитывая нелегкие взаимоотношения между соответствующими государствами, проект, на первый взгляд, отдает заметным политическим душком - и это еще одна ловушка кураторов. На само деле, замысел выставки - подчеркнуть отсутствие какой-либо политики в современном искусстве, еще недавно столь активно питавшимся ее густыми соками. "Тема выставки - постидеологический духовный холод, который объединяет художественное пространство двух империй: распавшейся советской и процветающей американской. На выставке представлены работы разных направлений современного искусства, выполненные в разнообразных техниках, которые свидетельствуют о современной культурной ситуации. После конца "политического искусства" художникам остается только уход в свой внутренний мир от образов, навязанных медиа", - заявляют кураторы проекта. "Замороженные" художники наших дней предпочитают существовать в своем внутреннем мире, отвергая актуальные политические проблемы. Или же превращая их в стебный перформанс в жанре ток-шоу, в который легко включаются доверчивые тинейджеры из американской глубинки (видеоинсталляция After Before). Словно погруженные в летаргический сон, они, впрочем, не ждут пробуждения, а их произведения - всего лишь сны, правда, порой превращающиеся в навязчивые кошмары, граничащие с суицидом. На фотографиях Майкла Кулиджа скоростные хайвеи разбиваются о вертикаль разведенных мостов, а массивная лестница загородного дома, доведенная до гиперболы зиккурата, упирается непосредственно в потолок (по легенде, хозяйка фазенды до потери пульса боялась привидений и отстроила чудовищный дом-лабиринт исключительно для того, чтобы сбить со следа злых духов).

Другой автор, Рон Джуд, провел большую часть жизни изучая уездную газетенку - красу и гордость американского захолустья. Вырезая понравившиеся фотографии, Джуд за несколько лет собрал целую историю в картинках, повествующую о буднях и праздниках неказистого городишки, в котором, судя по всему, даже пожар мусорного контейнера мог стать событием, достойным первым полосы.

Отечественные участники экспозиции, отрешившиеся от суровой действительности, впрочем, тоже не могут избавиться от фобий. Гигантское лоскутное одеяло Натальи Стручковой, сшитое из челночных сумок, напоминает о глубинных комплексах российского жителя, лишь недавно расставшегося с позорным атрибутом переходного периода. А игрушечные герои гигантской инсталляции Ростана Тавасиева "Баловство", ныне принадлежащей коллекционеру Михаилу Цареву, явно собираются стереть с лица земли все человечество.

Душевный дискомфорт, присущий даже самым гламурным эстетам от актуального искусства, живущим на разных континентах, виден невооруженным глазом. Приходится лишь повздыхать о счастливых временах, когда художник жил в гармонии с самим собой и искренне верил в равновесие высших сил и безоблачное будущее. Правда, жили такие люди лет пятьсот тому назад.

Выставка работает до 24 июня.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей