Правые снова перессорились из-за Путина

Скандал в "правых" рядах набирает обороты. Федеральные партбоссы объявили войну московскому отделению СПС. Руководство последнего считает, что наказано за нежелание сотрудничать с Кремлем




В СПС назревает серьезный раскол. Момент для очередной склоки, как всегда, выбран "безукоризненный". С другой стороны, поясняют лидеры правых, лучше уж разобраться с неверными сейчас, чем столкнуться с этой проблемой за месяц до выборов, когда и без того проблем будет достаточно.

Причина разногласий не оригинальна: отношение СПС к Кремлю и взаимодействие с внесистемной радикальной оппозицией типа "Другой России". Московское городское отделение СПС под предводительством депутата Мосгордумы Ивана Новицкого не против ДР как факта и не считает, что билет в Думу нужно получать в Кремле, облизывая, по выражению одного из партийцев, "ноги и другие части тела" высоких покровителей. Федеральное руководство правых, если верить оппонентам, придерживается прямо противоположных убеждений.

"Разборку" с нелояльными "москвичами" федеральный политсовет начал в марте с пересчета их численного состава методом личной перерегистрации. Как поясняет лидер партии Никита Белых, прибегнуть к этой мере пришлось из-за наличия в списочном составе "мертвых душ", неутихающих конфликтов, а также неэффективности организации. В результате столичное отделение партии "недосчиталось" более половины: свое членство - в удобной для ФПС форме - подтвердили лишь 950 из 2400 партийцев. Тех, кто не смог предстать перед ревизорами лично, из партийных рядов просто вычеркнули. "Безобразие", констатировали в ФПС и приостановили полномочия всех руководящих органов московского отделения.

А вот как поясняют суть перерегистрации в письме Егору Гайдару, курировавшему когда-то московскую организацию, сами "потерпевшие": "Все члены МГО - включая пенсионеров и работающих людей - должны были по требованию Леонида Гозмана, усомнившегося в их существовании, лично прийти с паспортами в указанное место и написать заявление о том, что они по-прежнему хотят состоять в партии СПС. Несмотря на наше возмущение, мы - более тысячи человек - выполнили эти требования. Нам не известна другая организация СПС, которая смогла бы сделать это. Вместо того чтобы поблагодарить нас за это, ФПС с подачи Гозмана принимает новое решение - приостанавливает полномочия всех наших избранных органов управления. Людей, которых мы выбирали, которых мы знаем, и которым доверяем".

Новицкий, на чье место явно нацелился сам Гозман, с несправедливостью не согласен: никакого сокращения численности МО СПС "по результатам незаконно объявленной перерегистрации" нет и в помине, а выводы комиссии, "грубо нарушившие права сотен членов партии, не прошедших перерегистрацию по различным уважительным причинам", нелегитимны. Проверку, как утверждают в МГО, осуществили на основании "коллективных и индивидуальных доносов", к фабрикации которых приложил руку и Гозман, причем осуществлена она была без предупреждения, "в режиме спецоперации". Многие из тех, кто лично явился в партийный офис с 9 до 25 апреля, все равно были посчитаны "не прошедшими перерегистрацию". Зато в имеющихся списках присутствуют весьма странные персонажи - например, некто БЛОХ (без имени и отчества).

Особое недоумение "москвичей" вызывает тот факт, что эта "военная" внутрипартийная кампания развернута в предвыборном году, на виду у многочисленных врагов и конкурентов. "К сожалению, грубое давление на московскую партийную организацию перед выборами входит уже в дурную традицию руководства ФПС - подобная атака была предпринята летом 2005 г., в преддверии кампании в Мосгордуму. В результате оказалось, что лишь предложенный московской организацией СПС способ формирования единого демократического списка позволил преодолеть 10% барьер и получить представительство в городском парламенте", - отмечается в заявлении МГО СПС.

При этом ни в выступающей за третий срок Путина парторганизации СПС в Чечне, ни в проигравших выборы парторганизациях Петербурга, Московской области подобных перегистраций не проводится. Там, судя по документам, все в порядке - "все члены партии, без исключения, убежденные и активные либералы, на кворумных собраниях обсуждающие этапы и скорость достижения "Горизонта-2017".

Московское отделение предупреждает: разгром крупнейшей организации накануне выборов может повлечь самые печальные электоральные последствия для СПС. "Партии в условиях жесткого противостояния административному ресурсу предстоит бороться за голоса не только рядовых москвичей, но и местных лидеров общественного мнения, районных активистов, муниципальных депутатов, для которых крайне важно будет подтвердить, что СПС - демократическая партия не только по названию, но и по сути, по отношениям внутри организации".

Жесткая атака со стороны федерального политсовета на московское отделение, по словам первого заместителя председателя МГО СПС Владлена Максимова, вызвана ложными представлениями о том, что лояльность Кремлю обеспечит СПС прохождение в Думу: "никакого билета Кремль не даст. В случае прохождения пятой партии "Единая Россия" не будет иметь большинства". Кроме того, как заявил вчера другой заместитель Новицкого Антон Малявский, существует еще одно принципиальное политическое расхождение между МГО СПС и Федеральным советом. Первые, помимо сотрудничаства с "внесистемщиками", выступают за то, чтобы не поддерживать на президентских выборах никого из преемников Путина и выдвинуть единого кандидата от оппозиции. Позиция ФПС по этому поводу уже упоминалась.

Инициаторов "разгрома" МГО обвиняют в стремлении превратить партию в мини-корпорацию, "где они - акционеры с серьезными лоббистскими возможностями, а рядовые партийцы - рабочее сырье, которое можно использовать раз в четыре года перед очередными выборами и перед которыми никогда не надо отчитываться". Но МГО не собирается "безропотно наблюдать за превращением Московской организации в безликое партийное отделение, возглавляемое высокопоставленными сотрудниками госмонополии". Пятого июня городской политсовет провел конференцию отделения, подтвердившую их полномочия. В федеральном политсовете это мероприятие не признают и грозятся альтернативной конференцией.

Белых и Гозман политической подоплеки конфликта не отрицают: хотя решение о перерегистрации "было принято из-за серьезных организационных проколов", серьезные разногласия с частью руководства МГО "имеются". Оказывается, у МГО и ФПС "разные мнения о формате участия в выборах". "Нам нужно участие ради победы, и на это направлены наши организационные, кадровые, финансовые, иные решения, а если мы хотим покричать "долой режим", то это нечто иное. И нам очень важно сейчас понять, мы в одну игру играем или не в одну", - говорит Белых.

Способы решения конфликта пока до конца никому не ясны. В целом МГО выходить из СПС не собирается, поясняя: "это и наша партия тоже". Кто-то, напротив, четко решил, что с такой структурой ему не по пути. Член политсовета МГО СПС, координатор движения "Оборона" Олег Козловский в заявлении о выходе из СПС отмечает: негоже балансировать между оппозиционностью и лояльностью к власти. "Называя себя "системной оппозицией", партийное руководство придавало легитимности в глазах миллионов избирателей нынешней политической системе, которая не имеет ничего общего с нашими идеями, идеалами и видением будущего России". Надежды Козловского на то, что с приходом нового лидера, Никиты Белых, в партии "возобладает честность и разум", не оправдались: "исключение Сергея Жаворонкова, благодаря которому СПС прошел в Мосгордуму, фактическое изгнание Ивана Старикова, подписание "Антифашистского пакта" с "Единой Россией" и ЛДПР, отказ от сотрудничества с "Другой Россией" и многое другое доказывали нам обратное". Последней каплей стал фактический роспуск МГО - "одной из самых сильных в СПС". Таким образом, федеральное руководство "сделало выбор в пользу "системности, компромиссов и кулуарных договоренностей", утверждает Козловский.

Судя по дискуссии, развернувшейся недавно в Интернете, многие эспээсовцы вообще до сих пор не понимают, в какой партии состоят. В частности, звучали и такие вопросы: выдвинет ли СПС своего кандидата в президенты, с кем собирается бороться на выборах и кто является избирателем "правых" в контексте с гонениями на МГО; каково отношение партии к путинскому режиму, является ли СПС жесткой или паркетной оппозицией? У Белых и Гозмана интересовались, какую еще "страшную цену руководство СПС готово заплатить за маниакальное стремление любым путем попасть в прокремлевскую Думу и играть там роль ложнодемократического и ложнолиберального прикрытия режима". Сколько еще спецопераций по разгрому оппозиционных сил в СПС будет предпринято и готовы ли партийные лидеры к тому, что будут покрыты "несмываемым позором за свое стремление лизать Кремлю пятки"? "Вы понимаете, что в результате Ваших действий само слово СПС будет вызывать отвращение у всякого порядочного человека?" - сокрушались партийцы.

Белых отвечал последовательно, но уклончиво. Мол, и в ДР есть уважаемые люди, но позиция "собраться всей шоблой, отпинать власть и разбежаться" для СПС неприемлема, ибо оппозиционность хороша в меру; на президентских выборах СПС поддержит единого кандидата от демократической оппозиции, если это будет кандидат реальный, а не самоназначенный, но таковой появится вряд ли, и вообще, сейчас СПС "не должен брать на себя каких-либо обязательств - это мы должны решать ближе к осени, когда ситуация будет окончательно понятна".

Что делать с "москвичами", тоже не ясно. Мнения рядовых "правых" о причинах и последствиях скандала, судя по той же Интернет-дискуссии, сильно расходятся. Кто-то предлагает "просто разогнать" МГО, чтобы не устраивать лишней шумихи перед выборами. Дескать, если членам МГО не нравится линия партии, нечего цепляться за посты, нужно встать и уйти в ту же "Другую Россию". Другие предлагают гнать в шею партийных руководителей "с интеллектуальным уровнем ниже плинтуса", не усвоивших грустный урок 2003 г. - не устраивать склок на глазах всего честного народа в предвыборный год. Защитники "москвичей", в свою очередь, утверждали: МГО у партийных боссов "как кость в горле, поскольку мешает торговаться за крохи с барского плеча людям, которые просто не могут жить, будучи в оппозиции, которые готовы закрывать глаза на любые преступления, лишь бы сидеть в привычных креслах и рассуждать о том, что они - интеллектуальная элита новой России". "А может, все проще: кому-то по итогам его деятельности в естественной монополии или еще где-то позарез нужна депутатская неприкосновенность?" - спрашивали другие. Кто-то утверждает, что вся эта "буча" связана исключительно с борьбой за "проходные" места в московской части списка СПС на выборах в ГД, как это уже было в преддверии выборов-2003. Еще одно мнение: федеральное руководство "проворонило" "рейдерский захват" СПС со стороны "ОГФ" и "РНДС" - и само виновато.

Как бы там ни было, уладить склоку необходимо в кратчайшие сроки, считают партийцы: выборы не за горами, и к ним должна прийти структура, способная на что-то еще, кроме разборок и ругани, с действительным, а не номинальным лидером и понятной структурой.

Белых от диалога с оппонентами не отказывается, однако ездит на встречи в сопровождении охраны. Активисты МГО, в свою очередь, запасаются транспарантами вроде "Не дадим встроить СПС в вертикаль власти!", "Оргкомитет Гозмана - похоронная комиссия", "Мы вступали в партию, а не в гоЗмАнополию!", "МГО СПС - не РАО "ЕЭС"!"

Одно слово: внутрипартийная демократия. Не удивительно, что многие партийцы шансы на победу в декабре оценивают как равную нулю.

Выбор читателей