Ударное начало Московского кинофестиваля

Первый день просмотров на ММКФ порадовал срезом современного европейского кино, гала-премьерой лучшего фильма Озона и самурайской мелодрамой о высоких чувствах. Сегодня начинается конкурс



ФОТО с церемонии открытия ММКФ



Первый день предъюбилейного XXIX ММКФ при новом руководстве прошел без ажиотажа. Зрителями стали в основном журналисты и гости фестиваля; организация просмотров в киноконцертном зале "Октябрь" была на хорошем профессиональном уровне, соответствующем фестивалю класса "А", и, что особенно приятно, картины стартового дня, еще до начала демонстрации конкурсной программы, оказались хороши как на подбор.

По традиции, "Yтро" будет давать краткие рецензии увиденного. Естественно, все ленты кинофорума описать подробно мы не сможем, их около двух сотен, но общее представление о программе постараемся дать.

Ангел (Angel), Франция–Великобритания–Бельгия, 2007
Режиссер: Франсуа Озон
Программа "Гала-премьеры"

Довольно забавная и неожиданная лента от некогда анфан террибль французского кино, повествующая об английской писательнице начала прошлого века Энжел Деверелл - этакой провозвестнице pulp fiction. Фильм снят в стилистике бульварных романов самой писательницы, которую с блеском играет юная Рамола Гараи. Когда кино выйдет в наш прокат, мы обязательно дадим развернутую рецензию; сейчас же можно сказать, что Озон открывается в этой картине с неожиданной стороны.
"Ангел" интересен в первую очередь тем, что полтора часа из 134 минут нас водят за нос, представляя пародию, с тем чтобы в финале заставить по-настоящему сопереживать героям, превратившимся из кукол в живых людей. Типажи Озона по обыкновению носят черты психопатологии, но его обычный черный юмор здесь сменяется вполне традиционной для европейского кино эпической драмой, причем без лишней рефлексии на излюбленную режиссером тему сексуальных извращений.
Героиня-писательница, этакий аналог наших дашковых-марининых, вначале предстает сумасшедшим персонажем собственных фантазий, чтобы к концу жизни превратиться в "нормальную" страдающую, правда очень знаменитую и богатую, женщину, которой уже в 15 лет выпала участь стать кумиром домохозяек. Озон рисует женский вариант "Гражданина Кейна" с присущим ему юмором, но так же, как и великий Уэллс, выруливает к финалу на высокий уровень обобщений, в изящном кульбите превращая историю из фарса в трагедию. Единственным упреком этой, возможно, самой серьезной картине режиссера может стать ее затянутость к концу, но это, скорее всего, признак возросшего мастерства и зрелости прославленного француза. Или результат тонкой и продуманной игры, умной шахматной партии со зрителем, которую нелегко было закончить.


А вдруг это любовь (Je crois que je l' aime), Франция, 2007
Режиссер: Пьер Жоливе
Программа "Мир кино"

Необязательная, но довольно милая комедия с Сандрин Боннер, которая при спорной внешности настолько любима французами (и заслуженно), что одно ее появление на экране заставляет поверить, что в ее героиню - художницу - первого взгляда влюбляется миллионер. Ситком, построенный на идее копполовского "Разговора", то есть все вертится вокруг слежки с помощью новейших ухищрений шпионской техники за предметом вожделения со стороны неуверенного в себе параноика, чью последнюю "любовь" ему проплатили конкуренты в злодейских целях. Напуганный подобным коварством врагов, дабы не попасть впросак снова, герой Венсана Линдона нанимает штатного детектива, чтобы тот засунул жучков чуть ли не в койку к новой пассии шефа. Естественно, Сандрин Боннер узнает о столь подлом с собой обращении, после чего наш плейбой впадает в жуткую апатию, рискующую обрушить рынок акций. Лишенная скабрезности и вместе с тем излишней сентиментальности, эта комедия не вызывает взрывов хохота, но разыграна мило и смотрится без напряжения. Кино не скучное, хотя и без особого блеска. Сандрин Боннер в роли влюбленной женщины смотрится живым упреком любителям старлеток.


Вторая половина (Andre omgang), Норвегия, 2007
Режиссер: Хильде Хейер
Программа "Перспективы"

Типичное скандинавское кино в раннем фон-триеровском духе. О скучной скандинавской жизни, в которой отражаются все обычные проблемы сверхблагополучного западного общества. Отец, двое сыновей, внуки, жены, одиночество, болезнь Альцгеймера, развод, брошенные дети, клуб одиноких стариков, свингерство (знаете, что это такое?) и бесконечный футбол. Но сыграно так, что забываешь, что перед актерами стоял свет и несколько камер. Фильм ни о чем, и вместе с тем - о главном. Действия - ноль. Вопрос один: зачем жить, особенно после сорока? Когда все есть, но ничего не хочется, а того, что хочется, уже не можешь. Этакий мощный срез проблем среднего класса. Самый смешной эпизод, естественно, о свингерстве (тут уместно рассказать, что это такое). Это когда семейная пара приглашает другую такую же, и они добровольно меняются партнерами. Так вот, у мужа, естественно ни фига не получается, зато жену за стенкой охаживают так, что стены дрожат. Такие, как говорится, дела. Но фильм действительно хороший.


Любовь и честь (Bushi no ichibun), Япония, 2006
Режиссер: Ёдзи Ямадо
Программа "Мир кино"

Мое любимое азиатское кино, в данном случае японское, самурайское, снятое ради одной сцены и вместе с тем повествующее о Чувствах с большой буквы. Самурай, он ведь как - он за честь маму родную не пожалеет, не то что какую-то, пусть и любимую, жену. Даже слепой как крот, после неудачной попытки съесть в виде суси ядовитого моллюска (работа такая), он благородно готов отрубить сопернику если и не орудие адюльтера, то хотя бы руку. Выходя из дому, самый распоследний самурай, как мы хорошо знаем, всегда готов умереть. Ну и так далее - все, о чем повествует кодекс "Хагакуре", в фильме присутствует в полный рост. Не знаю, как вам, а мне такие фильмы нравятся больше всех европейских вместе взятых. Приятно, что их стало много, может, хотя бы японцы научат нас благородству и правильному отношению к жизни, равно как и смерти. Пара-тройка харакири героев просто от стыда - это так, для разминки.
Известно, что сами жители Страны восходящего солнца ничего не выдумывают, а лишь доводят до совершенства артефакты западной цивилизации, в данном случае кинематографические. Особенно хорошо получается, когда они тщательно воссоздают эпоху, нравы и всякие мелкие детали своего самурайского быта, без оглядки на психологию Фрейда и современную систему семейных взаимоотношений.
"Равнение на смерть", лишь воспетое в стихах западных (а по отношению к ним весь мир - запад) поэтов, в Японии принято понимать буквально. Правда Ёдзи Ямадо отдает дань современному зрителю, снабжая свой фильм голливудским хэппи-эндом, но очарования от этого его кино не теряет. Фильм с русскими титрами, так что, скорее всего, уже куплен для проката. На радость зрителю.

#0 В киноконцертном зале "Пушкинский" прошла торжественная церемония открытия XXIX Московского международного кинофестиваля #1 Гости и участники фестиваля в этом году чувствовали себя как в Каннах - голубая ковровая дорожка поменяла цвет

## КиноКадр, Анна Сорокина ©

#0-19 Полностью фоторепортаж смотрите на сайте kinokadr.ru

Выбор читателей