ЦДХ стал домом Кулика

Блуждая по выставке Олега Кулика в ЦДХ, видишь, как на смену серой пленке приходит качественная печать, а на смену голому мужчине, кусающего прохожих, - мастерски сделанное видео


ФОТО: museum.ru



В Центральном доме художника открылась персональная выставка Олега Кулика - событие эпохальное прежде всего для самого ЦДХ, потому как, по справедливому замечанию директора компании ЭКСПОПАРК Василия Бычкова, подобной выставки эти стены уже не видели лет пятнадцать. Центральный дом художника, когда-то радовавший масштабными выставочными проектами, давно расчленен и распродан. Если вы считаете себя художником, можете арендовать любой кусок площади этой всеобщей коммуналки и обогатить выставочную жизнь столицы экспозицией своих шедевров. А можете торговать прямо в залах мехами, автомобилями или пластмассовыми бусами - некогда самое престижное в столице арт-пространство все больше смахивает на восточный базар.

Неожиданно спохватилась содержательница этого базара - компания "ЭКСПОПАРК". Загоревшись желанием вернуть ЦДХ былую славу, ее руководители, совместно с Московским музеем современного искусства организовали монографическую выставку самого скандально известного героя московской арт-сцены.

Возможно, для многих выбор оказался неожиданным. Ведь после того как Кулик официально стал куратором роскошного проекта "Верю", которым торжественно открылась территория "Винзавода", у многих создалось впечатление, что он навсегда решил расстаться с творческой практикой.

Тем не менее масштабный выставочный проект посвящен именно Кулику-художнику. Учитывая, что на сегодняшний день Олег Кулик фактически является самым известным русским художником, получившим широкое признание в мире, подобная ретроспектива вполне своевременна.

За свою сравнительно недолгую творческую карьеру Олег Кулик пробовал себя в разных жанрах. "Тему прозрачности сменил радикальный перформанс, в рамках которого художник исследовал границы поля культуры. Вопросы национальной идентичности трансформировались в моделирование "нового рая". Анализ традиционных "русских вопросов" привел к созданию гипотетического "Музеума" - инсталляции, в пределах коей были обозначены собирательные символы эпохи и культуры", отмечают кураторы проекта, подчеркивая, что на сегодняшний день творчество Кулика представляет собой своего рода синтез основных вопросов современного искусства.


Фото: museum.ru

Экспозиция действительно познавательна и поучительна. Начинается она, правда, с конца, то есть с третьего этажа. Именно здесь расположились ранние видеоролики начала 1990-х - серые и невнятные. Не зная, о чем идет речь, понять их сюжет достаточно трудно. Впрочем, практически любое произведение искусства нынче требует подробных комментариев. Блуждая по гигантской экспозиции, начинаешь понимать и, главное, видеть, как из эпатажного нищего концептуалиста начинает вырастать художник с мировым именем. Как умело художник использует любую финансовую возможность, чтобы прежде всего улучшить качество своих работ. Как на смену серой пленке приходит качественная печать, а на смену голому мужчине, кусающего прохожих, - мастерски сделанное видео. Один из самых ярких экспонатов выставки, инсталляция "Лев Толстой и куры", явно пародирует восковые композиции - красу и гордость провинциальных краеведческих музеев. Но качество этой работы не вызывает никаких претензий, точно так же, как "мумифицированные" тела Анны Курниковой и Бьорк.

Разумеется, при всей плодовитости автора его произведения никак не могли бы заполнить гигантское пространство ЦДХ, если бы на помощь художнику не пришел дизайнер Борис Бернаскони. Хитроумно используя метры полиэтилена, он не только затянул им все полы и окна выставочного зала, но и разбил его внутреннее пространство на отдельные компартименты, блуждая по которым, зритель время от времени натыкается на отдельные объекты Олега Кулика.

К творчеству Кулика можно относиться по-разному. Но в экспозиции, сделанной на столь высоком уровне, начисто отсутствует специфический дух нищенства, обычно присущий нашим выставкам (даже тем, в которые вложены огромные деньги). ЦДХ стоит посетить хотя бы ради того, чтобы своими глазами увидеть, как делаются хорошие выставки.

Выбор читателей