Есть ли спасение в любви

"Роковая красотка" и смешна, и трогательна, хотя в ситуации, в которую попали герои, нет ничего смешного. Начиная там, где другие режиссеры обычно заканчивают, Сальвадори идет дальше обычного мелодраматического финала

Роковая красотка (Hors de prix)
Франция, 2006
Режиссер: Пьер Сальвадори
В ролях: Одри Тоту, Гад Эльмалех, Мари-Кристин Адам, Вернон Добчефф





Роковая красотка Ирен (Одри Тоту) – спутница престарелых толстосумов, которые расплачиваются за ее общество дорогими обедами, драгоценностями и люксами в роскошных отелях на Лазурном Берегу. В одном из таких отелей работает официантом Жан (Гад Эльмалех), банковского счета которого едва хватает на пару вещей от Gucci. Ирен выясняет это очень быстро, после того как обнаруживает, что он вовсе не миллионер, за которого она его случайно приняла. На предложение сердца и бумажника она отвечает единственным известным ей способом – спускает все до последнего сантима. Но, в отличие от кошелька Жана, его сердце оказывается бездонным.

В этот момент, спустя 15 минут после титров, кино начинается по-настоящему. Большинство режиссеров остановились бы на этой вполне плодотворной завязке а-ля "Отпетые мошенники". Весь фильм официант с переменным успехом притворялся бы миллионером и искал средства, чтобы удовлетворить немаленькие запросы своей подруги, а влюбившаяся в него хищница притворялась, что верит ему. Режиссер и сценарист Пьер Сальвадори, решившийся работать в жанре комедии без розовых очков, делает поворот на 180 градусов. Раз Жан не может быть "папиком", в мире Ирен у него остается только один вариант - стать жиголо.

В "Роковой красотке" есть все, за что мы любим французские комедии, - повороты сюжета легки и непредсказуемы, как поездка по приморскому серпантину на скутере, а главное, эти комедии щекочут наше чувство приличия. Они всегда чуть-чуть скандализируют, но их joie de vivre невозможно противиться. Инструкции, как заарканить олигарха, для их героев давно пройденный этап, и пособие для начинающих жиголо - только забавное приложение к основному сюжету. Для нас это фильм о "роковой красотке". Одри Тоту, наконец-то, выглядит взрослой, а не вечной девочкой из "Амели", "Долгой помолвки", "Хеппи-энда" или "Кода да Винчи". "Бесценный" (в оригинальном названии фильма) – ее партнер, комик Гад Эльмалех, известный во Франции по сольным шоу. Фильм Сальвадори – про него и про вещи, которые бесценны, и это не банковская карта с неограниченным кредитом.

Начиная там, где другие режиссеры обычно заканчивают, Сальвадори идет и дальше обычного мелодраматического финала – любовь, мол, спасет мир, как только глупые герои это поймут. Но для Ирен любовь не ответ, не спасение, а непредвиденная проблема. Она дает волю своим чувствам в первые десять минут фильма, и расплачивается за это оставшиеся сто. Любовь, может быть, и бесценна, но с точки зрения Ирен это значит, что она слишком дорога, а вовсе не общедоступна. Возможно, из чувства противоречия теперь уже сценарным нормам, но снова очень "по-французски", героев, наконец, сводит вместе ревность – очень здоровое, по мнению режиссера, чувство.

Следуя за своим кумиром Эрнстом Любичем, Пьер Сальвадори отказывается признать единственно возможным признаком комедии восторженно-идиотский взгляд на мир. "Роковая красотка" и смешна, и трогательна, хотя в ситуации, в которую попали герои, на самом деле нет ничего смешного, совершенно ничего. И все-таки то и дело ловишь себе на том, что улыбаешься. Конечно, всегда приятно посмотреть душевные страдания героев в окружении пляжей Ривьеры, эксклюзивных бутиков и вечеринок у бассейна, но и это сознание зрительского превосходства – не главное в привлекательности "Роковой красотки". Режиссер заставляет жалеть и ненавидеть своих героев одновременно, сначала раздражаться меркантильностью Ирен, собственничеством Мадлен (Мари-Кристин Адам) и бесхребетностью Жана, а потом восхищаться их оптимизмом, их приспособляемостью, их уверенностью в себе, что бы ни случилось. Сальвадори не прячется от неразрешимых противоречий и не отметает хихиканьем жестокость человеческих джунглей, которая остается неизменной, даже если обезьянки в них одеты от Gucci. Он учит видеть все это и все-таки улыбаться.

В прокате со 2 августа

Выбор читателей