Культурные трофеи

Традиционная выставка, открывающаяся накануне пятнадцатого дня рождения ГЦСИ, представляет произведения, пополнившие коллекцию центра за последний год. Собрание выглядит впечатляюще


ФОТО: artrussian.com



Государственный центр современного искусства существует как настоящий традиционный музей не только на бумаге. Полноценный рабочий день, невысокие зарплаты, правильно организованные фонды и регулярные выставки – лишь часть схемы, которой следуют все учреждения, подчиняющиеся Федеральному агентству по культуре и кинематографии. Но, что гораздо важнее, ГЦСИ свято блюдет старинные музейные традиции, порой самими музеями позабытые.

К числу последних относятся и некогда широко распространенный, а порой и обязательный во всех музеях СССР обычай регулярно устраивать выставки новых поступлений. Не имея яркой идеологической концепции, подобные выставки-отчеты приподнимали перед зрителем завесу, скрывающую подробности музейной жизни. С другой стороны, эти презентации позволяли кураторам и хранителям похвастаться наиболее удачными приобретениями, не дожидаясь специальной оказии. Со временем традиция отчетных выставок прервалась, а во многих музеях и вовсе сошла на нет. Виной тому – исключительно тяжелое финансовое положение большинства музейных организаций. Позволить себе приобретать новые шедевры могут в наши дни лишь крупнейшие музеи страны, и даже лучшим из них требуется несколько лет, чтобы новых поступлений собралось хотя бы небольшую экспозицию.

На фоне своих обездоленных коллег Государственный центр современного искусства выглядит богачом. Благодаря активной деятельности кураторов, фонды центра настолько успешно пополняются произведениями, что уже много лет ГЦСИ ежегодно открывает в своих залах выставку новых поступлений. Комплектование фондов проходит по двум основным путям. Во-первых, это дары художников, большая часть которых поступила после проведенных центром художественных проектов, выставок в рамках программ "Творческие мастерские", "Контекст визуального", "Интеграция", "Соответствия", а также мастер-классов. Заметный вклад в пополнение собрания вносят также частные коллекционеры и галереи современного искусства. Кураторы ГЦСИ утверждают, что возможности комплектования расширились, когда в 1997 г. Министерство культуры начало финансировать закупку произведений современного искусства, выбранных экспертами центра и одобренных экспертной фондово-закупочной комиссией – что, опять-таки, считается редкой привилегией для современных государственных музеев.

Традиционная выставка, открывающаяся накануне пятнадцатого дня рождения ГЦСИ, представляет произведения, пополнившие коллекцию Центра за последний год. Статистика выглядит впечатляюще. В прошедшем сезоне в собрание музея поступило 250 новых работ (в то время как в предыдущем, 2006 году, ГЦСИ обогатился всего лишь на 215 шедевров): живопись, графика, объекты, инсталляции, видео, фото. Пожалуй, самое удачное и масштабное приобретение ГЦСИ – проект "Русский трофей" Александра и Ольги Флоренских, который с большим успехом экспонировался в задах Центра прошлой весной. В составе выставки целых 82 произведения, выполненных в соответствии с самыми высокими идеологическими стандартами митьковского творчества. Совсем другие впечатления оставляют произведения Дмитрия Пригова – после кончины их автора даже скромное участие в массовом проекте лишний раз напомнит зрителю о той немаловажной роли, которую этот талантливый художник и литератор играл в культурной жизни Москвы в течение многих лет.

Кроме того, собрание ГЦСИ пополнилось работами самых успешных и продаваемых арт-деятелей последнего сезона. Среди авторов, украсивших его фонды, числятся Валерий Айзенберг, Константин Батынков, Борис Бендиков, Сергей Бордачев, Сергей Денисов, Вадим Захаров, Игорь Копыстянский, Мария Константинова, Нина Котел, Игорь Макаревич, Андрей Тишков, а также художественные объединения "АЕС+Ф" и "Гнездо".

Выбор читателей