Шум сведет горожан в могилу

Уровень шума в крупных городах достиг такого уровня, при котором он начинает наносить реальный вред здоровью людей. Рычание автомобильных двигателей и звуки, доносящиеся со строек, приводят к тяжелым сердечным расстройствам




Жители современных мегаполисов давно привыкли к кислотным дождям, смогу, постоянным стрессам и прочим следствиям неблагополучной городской экологии. Вряд ли кто-нибудь усомнится в том, что все эти факторы оказывают, мягко говоря, не самое благоприятное воздействие на здоровье горожан. Теперь к это- списку можно смело добавить шумовое загрязнение: ученые доказали, что все те децибелы, которые терзают наши уши с Yтра до ночи (а если не повезет, то и во сне), не только портят нам нервы, но и сокращают жизнь.

Тысячи людей по всему миру преждевременно умирают от сердечных расстройств, вызванных жизнью в условиях постоянно повышенного уровня шума, гласят данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В одной только Британии в 2006 г. от коронарных заболеваний сердца скончалась 101 тысяча человек, из которых свыше 3 тысяч, как утверждает исследование, свели в могилу рычащие и сигналящие в пробках машины, шум строек и другие городские звуки.

Эксперты ВОЗ занимаются этой темой с 2003 г. и могут сейчас с уверенностью утверждать, что проблемами с сердцем вредоносное влияние шумового загрязнения не исчерпывается. Помимо этого, оно вызывает у 2% жителей Европы опасные нарушения сна, а у 15% - другие, столь же негативные эффекты. Например, уже 3% опрошенных жалуются, что шум в ушах преследует их повсюду - даже в тихих местах. Дипак Прэшер, профессор аудиологии в Университетском колледже Лондона, заявил в интервью журналу New Scientist следующее: "Новые исследования показывают, что существует связь между шумом и ранними смертями. До сегодняшнего дня шум не воспринимался как полноценный фактор загрязнения, и люди не осознавали того влияния, которое он оказывает на их здоровье".

При ближайшем рассмотрении воздействие шума на наш организм оказывается куда серьезнее, чем может показаться. Данные опубликованных в последние годы исследований показывают: шум способен увеличивать содержание в крови гормонов стресса, причем даже во время сна. Чем дольше эти гормоны циркулируют в нашей крови, тем хуже: в организме начинают происходить необратимые изменения. Среди возможных последствий - сердечная недостаточность, приступ стенокардии, высокое кровяное давление и проблемы с иммунитетом. "Даже если вам кажется, что вы привыкли к шуму, физиологические изменения все равно происходят", - предупреждает мистер Прэшер.

Ученые не только бьют тревогу, но и предлагают вполне конкретные способы решения проблемы. Дорожное движение, говорят они, могло бы стать более тихим, если обязать водителей использовать особые малошумные покрышки, а местные власти сменить дорожное покрытие на более современное. В ЕС уже вышла директива, обязывающая власти городов Европы с населением более 250 тысяч жителей выпустить цифровые карты, на которых были бы показаны районы с наиболее насыщенным и шумным дорожным движением.

Между прочим, определенные меры на законодательном уровне предпринимаются и в Москве. В ноябре 2006 г. вышло постановление правительства Москвы, в котором запрещалось проведение строительных работ, если при этом работают двигатели автомашин, используется громкоговорящая связь или не установлены защитные экраны в местах сварки. Кроме того, данный документ запрещает освещать соседние здания прожекторами, исключает "забивку фундаментных свай и производство прочих работ, сопровождаемых шумами c превышением допустимой нормы", а также использование на стройплощадках оборудования, "имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы".

Между прочим, от повышенного уровня шума в городах страдают не только люди, но и птицы. Такое открытие сделали ученые из Университета Шеффилда в Британии. Оказывается, пернатые все больше предпочитают петь "в ночную смену", чтобы ничто не заглушало их трели. Так что днем горожанам, в довершение вех бед, приходится слушать не пение малиновки, а шум отбойного молотка.

Выбор читателей