Россию ожидают страшные выборы

Оживление политического истеблишмента накануне думских и президентских выборов говорит о пугающих перспективах. Эксперты обещают нам серьезное противостояние, финал которого не предрешен




Активность, продемонстрированная политиками в последнюю декаду августа, позволяет говорить о начале активной фазы предвыборной кампании. Более того, повышенная конфликтность партийного поля свидетельствует о готовности большинства политических субъектов играть на повышение. Картину дополняет тот факт, что думская кампания стартовала и, судя по всему, будет проходить на фоне нестабильности мировой экономической системы и развития негативных тенденций, связанных с популистской политикой руководства России.

Не остается надежд на реализацию инерционного сценария. И это означает, что предвыборная кампания станет отражением борьбы элитных групп, которым, наряду с борьбой за административный ресурс, придется вести не "потешные", а настоящие сражения на электоральном поле.

Нервом всей этой интриги является тревога, обусловленная неопределенностью даже краткосрочных перспектив. На фоне последних пароксизмов информационной войны вокруг темы "третьего срока" Путина, свидетельствами которой стали недавние заявления Нурсултана Назарбаева, Сергея Миронова и Амана Тулеева, элиты и общество начинают осознавать, что после завершения уже фактически начавшегося избирательного цикла они, даже если Путин действительно не уйдет из большой политики, "проснутся в другой стране".

Все это негативно сказывается на положении "Единой России", которой, с одной стороны, приходится корректировать издержки, связанные со статусом безальтернативной "партии власти", а с другой – защищать свои ресурсы от все более агрессивных посягательств "Справедливой России". Между тем оголтелый популизм Сергея Миронова выглядит крайне неуместным в контексте нынешних экономических проблем. Стремясь подорвать идеологическую базу единороссов, лидер "Справедливой России" часто выступает не как третье лицо государства, а как полностью лишенный ответственности митинговый политик.

Именно в таком ключе было выдержано его заявление о необходимости введения государственного регулирования цен на продукты питания, сопровождавшееся критикой решений, направленных на повышение зарплат и пенсий. Получается, Миронов, с одной стороны, понимает, что вброс денежной массы в сферу потребления разгоняет инфляцию, а с другой - требует принятия мер, чреватых возвратом дефицита, если не полным коллапсом потребительского рынка. Аналогичное впечатление производит и предложение полностью отменить подоходный налог и запретить привлечение иностранной рабочей силы в регионы Сибири и Дальнего Востока.

Последствия и технические детали реализации подобных решений глава Совета Федерации не обсуждает, предпочитая переводить стрелки на "партию власти" и экономический блок правительства. При этом совершенно не понятно, как эти высказывания Миронова или его предложение о 30%-м подоходном налоге для "богачей" монтируются с программными лозунгами о свободе предпринимательства. Единственным более-менее разумным объяснением подобной безответственности может быть стремление перетащить на свою сторону электорат КПРФ и противопоставить себя "Единой России", не отрицающей своей причастности к проводимой государством политике.

Но все эти идеологические выпады выглядят вполне невинно в сравнении с комбинацией, разыгранной главой СФ против "Единой России" в последние недели. Сначала Сергей Миронов назвал свою партию "могильщиком" "Единой России" и дал понять, что именно "Справедливая Россия" может стать основой будущей "партии Путина". А еще через неделю прямо посоветовал региональным лидерам на всякий случай дистанцироваться от единороссов.

По словам Миронова, здравомыслящим губернаторам не стоит ссориться с "Единой Россией", можно даже возглавить ее избирательные списки. В общем, сотрудничать, но формально, не усердствуя по линии административного ресурса, и ни в коем случае не нарушать ради победы партии Грызлова законов, чтобы потом не пришлось отвечать за совершенные злоупотребления, поскольку "никто ведь не знает, что будет в 2008 году".

Очевидно, что подобные высказывания в общеполитическом контексте выглядят как публичные похороны "путинский стабильности". Особую пикантность придает ситуации тот факт, что призыв "спасайся, кто может" исходит от главы верхней палаты парламента, третьего лица государства, человека, чуть ли не ежедневно говорящего о своей верности Путину. И надо признать, что этот сигнал был услышан. Ведь это не какой-нибудь Березовский, а сам Миронов позволил себе громко сказать о том, что после президентских выборов 2008 года ситуация в стране в корне изменится.

А для тех, кто не понял, "Справедливая Россия" сделала еще один знаковый шаг: отказалась от использования в своей предвыборной кампании образа президента. Подано все было вполне политкорректно - дескать, не хотим пользоваться преимуществами перед другими партиями и не считаем возможным беспокоить Владимира Путина по пустякам.

Тактическая цель тоже понятна: отмежевание от Путина позволяет "Справедливой России" более успешно соперничать с КПРФ и одновременно дистанцироваться от действующей власти.

Результат не замедлил сказаться: в стране началась реанимация губернаторской фронды. Но если в 1999 г. региональные лидеры бунтовали против Кремля, то сегодня они впервые за долгое время осмелились возражать федеральному руководству "Единой России". Полем противостояния стали избирательные списки партии, утвержденные в Москве без согласования с губернаторами, которые тоже хотят иметь в Госдуме своих лоббистов. В ряде регионов недовольство вылилось в саботирование мероприятий по проведению так называемого "праймериз" или предварительного отбора кандидатов от партии. Апатия губернаторов понятна: выбирать-то приходится из спущенного сверху списка, но и ссориться с Москвой не хочется.

А в Московской области приключился настоящий скандал. Губернатор Борис Громов не счел нужным скрывать своего недовольства присланным из Москвы списком и приказал приостановить праймериз, пообещав разобраться, почему состав кандидатов не был согласован с главой крупнейшего после Москвы региона. Отреагировали на ситуацию и предприниматели, также недовольные попыткой федерального руководства очистить ряды "Единой России" от лоббистов-бизнесменов. Это немедленно сказалось на финансировании кампании, а без адекватной оплаты региональный актив единороссов ничего делать не будет. В такой ситуации московские идеологи могут сколько угодно работать над лозунгами и давать ценные указания относительно предвыборных технологий. Без соответствующей подпитки, да еще и на фоне "добрых советов" Миронова все затеи Москвы так и останутся нереализованными проектами.

В общем, Миронов своего добился: у "Единой России" возникли серьезные проблемы в регионах. Но успех в подрывной деятельности не является гарантией мира и стабильности собственных рядов. В последнее время скандалы начали сотрясать и региональные отделения "Справедливой России". Местные партийные активисты тоже бунтуют против политики центра. Члены волгоградского отделения "Справедливой России" даже пожаловались президенту на захват партийной власти неким бизнесменом Олегом Михеевым, "купившим" поддержку Сергея Миронова.

В качестве соперника Михеева выступает вице-мэр Волгограда Дмитрий Коломыцев, пользующийся поддержкой половины местного отделения "Справедливой России". Некоторые из них заявляли о готовности в знак протеста покинуть ряды партии. Это длящийся уже более трех месяцев конфликт оказался в центре внимания СМИ только в последнее время, и злые языки утверждают, что перевод его в публичную сферу произошел не без участия московских кураторов "Единой России", ответивших таким образом на происки Миронова в отношении единороссов.

Тем временем "Справедливая Россия" продолжает пополнять свои ряды за счет членов КПРФ, а Сергей Миронов снова заговорил о перспективах поглощении Компартии и формирования на базе двух партий новой Социалистической партии России. Еще одна пикантная деталь состоит в том, что эти успехи "Справедливой России" активно пиарит на своих интернет-сайтах так называемая объединенная оппозиция. В Екатеринбурге взаимопонимание между партией Миронова и командами Касьянова и Каспарова зашло так далеко, что местные политологи стали прямо говорить о связи регионального отделения "Справедливой России" с правой радикальной оппозицией и попытках Миронова "расколоть команду Путина".

Вся эта свистопляска ставит под сомнение тактику "Единой России", в частности, ее игру на повышение явки избирателей. В новой ситуации высокая явка может обернуться если и не поражением единоросов, то заметными электоральными потерями, которые, будучи помноженными на частичную утрату административного ресурса, не позволят "Единой России" получить даже простого большинства в новой Госдуме.

Одновременно с этим вырисовываются и перспективы существенного ослабления КПРФ, что позволяет говорить о возможном сломе старой схемы управления деятельностью Госдумы.

В свете описанных тенденций некоторые эксперты прогнозируют дальнейшее обострение предвыборной борьбы, ведущее место в которой могут занять молодежные объединения, заточенные под нелегитимные технологии и нештатные ситуации. В качестве косвенного подтверждения этих ожиданий приводятся такие сюжеты как недавнее столкновение членов молодежных движений КПРФ и "Единой России", устроивших драку рядом с штаб-квартирой коммунистической партии, атаки хакеров на сайты "Яблока" и ЛДПР, а также скандалы, связанные с появлением в Интернете фальшивых блогов известных политиков.

Напомним, что все эти сюжеты и тенденции описывают ситуацию, сложившуюся во второй половине августа, которая традиционно считается "мертвым сезоном". Столь ранее и бурное начало политического сезона позволяет говорить о том, что предстоящий электоральный цикл выльется в серьезное противостояние, сравнимое с думской кампанией 1999 г. или президентскими выборами на Украине в 2004 году. И потому здесь будет уместно напомнить, что бывший украинский президент Леонид Кучма еще за несколько месяцев до голосования предупредил, что "Украину ожидают страшные выборы".

Выбор читателей