Как Британия у Германии мозги воровала

Рассекреченные досье МИД Великобритании свидетельствуют о том, что в течение нескольких лет после окончания Второй мировой войны британские власти подвергали немецких ученых принудительной эвакуации




Не секрет, что после окончания Второй мировой войны многие немецкие ученые оказались в США и Великобритании. До недавнего времени считалось, что все они отправились туда по собственной воле, польстившись на высокую зарплату и хорошие условия проживания. Однако многочисленные досье под грифом "совершенно секретно" Министерства иностранных дел Соединенного Королевства, которые пылились в Национальном архиве в Кью, пока их не обнаружили журналисты газеты Guardian, свидетельствуют о том, что в течение двух с лишним лет после капитуляции фашистской Германии британские власти подвергали этих ученых принудительной эвакуации в качестве трофеев.

Основной целью данной программы был захват интеллектуальной собственности (или, проще говоря, хищение мозгов) побежденного государства, призванный снизить его конкурентоспособность и придать ускорение британскому бизнесу. При этом Соединенное Королевство стремилось не допустить попадания научных и промышленных активов Германии в руки советских властей. Что касается механизма осуществления данной задачи, то он описан в одном из найденных меморандумов, составленном в августе 1946 г. неким высокопоставленным госслужащим.

"Обычно в дом или офис немца без предупреждения является военнослужащий сержантского состава и предупреждает, что тот понадобится нашей администрации, - говорится в документе. - При этом военнослужащий не сообщает никаких подробностей или причин своего визита, а также не предъявляет документов. Через некоторое время немца забирают (часто посреди ночи) и увозят под конвоем. Эта процедура чрезвычайно напоминает методы гестапо, и, даже если отбросить в сторону то, что она создает для данного лица и предприятия, использующего его труд, крупные и излишние неудобства, она непременно возбудит чувства тревоги и неуверенности".

Как следует из рассекреченных документов, захват интеллектуальной собственности в британской зоне послевоенной Германии осуществлялся двумя ведомствами. Первое из них - Подкомитет задач британской разведки (British Intelligence Objectives Sub-Committee, сокращенно Bios), по приказу которого и проводилась "принудительная эвакуация". Эта организация подчинялась непосредственно правительству, и в нее входили представители Вооруженных сил и министерств Уайтхолла, в том числе министерств торговли и снабжения, а также МИ-16 - отдела Минобороны, который занимался разведкой в области науки. Другое ведомство, причастное к хищению "мозгов", - Агентство сбора технической информации в полевых условиях (Field Information Agency (Technical), сокращенно Fiat), которое было создано во время войны как совместное подразделение английских и американских Вооруженных сил, занимавшееся военной разведкой. Оно, в свою очередь, устанавливало, кто из ученых подлежит "эвакуации" из американской и французской зон, а также из Берлина (в архивах даже зафиксирован эпизод, когда в июне 1945 г. 50 исследователей были вывезены из своих домов в Магдебурге, входившем в русскую зону).

Эти организации и направляли следователей, которые также составляли списки ученых и оборудования "на вывоз". Среди них были представители таких фирм, как ICI (химический гигант), Courtaulds (производитель тканей, одежды и искусственных волокон), а также ряда компаний из кораблестроительной, сталелитейной и аэрокосмической отраслей. При этом задачи по непосредственному захвату ученых возлагались на элитное подразделение Вооруженных сил Великобритании - "Подразделение Т", которое представляло собой легковооруженные силы повышенной мобильности, сформированные после дня высадки союзников в Нормандии и открытия в Европе второго фронта. Именно оно прибирало к рукам объекты, имеющие ценность для науки и разведки, прежде чем их успевали захватить советские войска или уничтожить отступающие немцы.

Единственной женщиной, работавшей в "Подразделении Т", была Джулия Дрейпер. Она также помогала разыскивать немецких ученых. Сейчас Джулии уже 86 лет, и в интервью Guardian она подтвердила, что британские власти стремились завладеть интеллектуальной собственностью Германии ничуть не меньше, чем хотели проникнуть в военные тайны нацистов. "Из военного министерства поступало много запросов, но были и запросы от компаний типа ICI и других, в основном от крупных промышленников, - вспоминает Дрейпер. - Некоторые из этих ученых были настоящими светилами в своих областях, и мы могли очень многому от них научиться". По ее словам, отдельных специалистов действительно арестовывали и отправляли в Британию против их воли. "Так делалось, - говорит Джулия. - "Подразделение Т" было очень, очень странной организацией".

Каких же ученых захватывали британские власти? Из архивных документов следует, что наибольший интерес у следователей вызывали специалисты по подводной акустике, технологиям с использованием инфракрасных лучей, электронным микроскопам, боеприпасам, оптическому стеклу и конструированию авиационных двигателей. Кроме того, разыскивались инженеры, посвященные в "метод временного ослепления посредством ультрафиолетовых лучей", а также в секреты производства отравляющего газа зарин и "физиологических испытаний химических боевых газов", которые проводились на узниках концлагерей. Впрочем, были среди следователей Bios и промышленники, которых интересовали самые разные отрасли - от изготовления расчесок до добычи угля, от разработок ведущих производителей парфюмерии до новейших технологий книгопечатания.

Интересно, что ученым, "эвакуированным" на работу в министерства и частные фирмы Великобритании, платили, хотя и небольшую, зарплату. А вот на содержание их жен и детей, оставшихся дома, средства не выделялись. Что же касается общего числа таких исследователей, то до сих пор не ясно, скольких человек коснулась эта программа. Так, в июле 1946 г. британская военная администрация сообщила МИД Соединенного Королевства о том, что, по ее данным, насчитывается 1500 ученых, которых следует эвакуировать, "вне зависимости от того, хотят ли они уезжать". А в протоколе совещания в Bios, состоявшегося три месяца спустя, приведены слова одного из сотрудников, который отметил, что речь идет не более чем о 600 ученых. Как бы то ни было, через некоторое время оказалось, что вакансий на всех ученых не хватает, и власти Британии направили небольшое число исследователей в Канаду, Австралию, а затем, по всей видимости, и в другие точки земного шара - только не в СССР или Европу. Кроме того, есть сведения о существовании аналогичной программы для немецких бизнесменов, которых после войны заставляли выезжать в Соединенное Королевство и отвечать там на вопросы их конкурентов.

Впрочем, извлекать выгоду из работ немецких специалистов пытались не только британцы. Как пишет Guardian, бесчисленное число таких исследователей захватили и русские, а вот французы и американцы подходили к делу иначе: первые соблазняли ученых выгодными контрактами, а вторые обещали им предоставить гражданство США. Однако к началу 1947 г. хищение мозгов побежденной Германии, осуществляемое четырьмя оккупационными державами, достигло апогея, и британские власти заключили соглашение о прекращении такой практики, сославшись на то, что она препятствует восстановлению страны. С тех пор с немецкими учеными принялись заключать трудовые контракты, и специалистов стали привлекать на работу в Британии путем активного поощрения, а не принуждения.

Выбор читателей