"Патриоты России" решили не рисковать

С первой федеральной тройкой вчера определились "Патриоты России" Геннадия Семигина. Выбор разочаровал: в топе нет ни Рогозина, ни Глазьева, без которых шансы "Патриотов" заметно снижаются




Первую тройку федерального списка представили вчера на своем съезде "Патриоты России" Геннадия Семигина. Выбор сильно разочаровал: в топ-лист не попали Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев, кандидатуры которых, несмотря на негативное отношение со стороны Кремля, ранее широко обсуждались в прессе. В результате ПР пойдет на выборы под предводительством Семигина, его тезки Селезнева (временно покинувшего ради этого собственную партию) и министра культуры так называемого Народного правительства, актера Сергея Маховикова.

То, что Кремль рекомендовал партиям не использовать в своих избирательных списках нескольких оппозиционных политиков (в число которых входят и два экс-претендента на места в первой тройке "Патриотов") - не новость. Тем не менее включение Рогозина и Глазьева в семигинский список сулило определенные выгоды некоторым представителям президентской администрации, недолюбливающим Миронова: такой список имел все шансы составить серьезную конкуренцию "Справедливой России". Однако, как напомнил недавно президент, страной покамест руководит он, а не его администрация. А с Мироновым у Путина особые отношения. Пока этот пункт в силе - Миронову, как бы того ни хотелось его недоброжелателям, ничего не угрожает.

Кроме того, вчера стало известно о том, что Росрегистрация снова отказала в регистрации партии "Великая Россия" Дмитрия Рогозина и Андрея Савельева. Напомним, ВР предвидела такой сценарий заранее, потому и договорилась о предвыборном сотрудничестве с "Патриотами", пообещавшими включить в свои списки представителей ВР. Соглашение о создании избирательной коалиции "Родина" - "Патриоты России" было подписано около двух недель назад.

Народу Семигин в случае победы на выборах обещает вернуть "власть, доходы и собственность", "чтобы каждый гражданин России стал совладельцем предприятий, месторождений, национальных богатств и получал свою долю доходов от их эксплуатации". Следующая задача - "обеспечить обоснованный рост зарплат, пенсий и пособий, добиться использования в народных интересах средств стабилизационного фонда и золотовалютных резервов, которые достигли 14 трлн руб., вернуть дореформенные вклады в Сбербанке". И третье - "отдать народу власть, которая принадлежит ему по Конституции" (в частности, право напрямую избирать глав регионов, районов и городов, членов Совета Федерации, а также возможность отзывать любое должностное лицо, не справившееся со своими обязанностями).

Савельеву повезло больше, чем его соратнику Рогозину, - он все же возглавит подмосковный список "Патриотов". Впрочем, везение теперь вещь условная: в нынешнем формате претензии Семигина на 15% голосов выглядят несостоятельно, а вся кампания, несмотря на заверения лидера ПР, возвращается на уровень "спойлерства" без серьезных шансов прохождения в Думу.

Комментируя сложившуюся ситуацию, Савельев поясняет: выбирать пришлось между плохим и очень плохим вариантами, а невключение Рогозина и Глазьева в тройку вполне объяснимо. "Такую ситуацию на выборах для нас создала Администрация президента, а также пляшущая под дудку бюрократов Росрегистрация. Если бы "Великая Россия" пошла на выборы, то все карты смешались бы. "Единой России" не видать как своих ушей большинства в Думе, "справедросы" вообще выводятся за скобки, "жириновцы" идут в отброс. Этого закулисные манипуляторы допустить не могли. И пошли на широкомасштабные нарушения закона. И после этого они бы пропустили список с Рогозиным и Глазьевым, которым мог бы сотворить с раскладом сил то же самое? Конечно, нет. Поднимать Рогозина в Кремле очень боятся. По той же причине, что не пропустили ВР. Он может на любых выборах смешать все карты. Шулеры привыкли, что их крапленую колоду никто не проверяет. Поэтому "Патриоты России" долго выбирали между двумя рисками - риском не стать заметной силой в предвыборной гонке и риском быть из этой гонки исключенными. Решили "остаться в игре" и попытаться провести кампанию так, чтобы все же быть замеченными. Шансы еще есть. Тем более что Рогозин и Глазьев будут помогать списку ПР, а соратники "Великой России" вошли в этот список вместе со своими структурами, опытом и позицией", - заявил Савельев "Yтру".

По его словам, сейчас перспективы ПР зависят от профессионализма команды менеджеров, уровня рискованности кампании и просто удачи: "преодолеть 7% будет очень сложно, не подставив список под репрессии бюрократии. Не сомневаюсь, что при открытии перспектив пройти в Думу, такие репрессии состоятся".

По этой логике, больше политических дивидендов - даже при угрозе снятия всего списка с выборов - Семигин получил бы, рискнув включить двух именитых оппозиционеров в первую тройку. "Даже снятие списка прибавило бы авторитета всем, кто в нем принял бы участие. Его реальный рейтинг был вы весьма высок и отразился бы на результатах других выборов (ближайших региональных - наверняка, а в перспективе - и на весьма вероятных досрочных выборов в Думу)", - считает Савельев. Теперь лидерская группа, бесспорно, выглядит слабой - "но разве она сильна во главе с Грызловым или Мироновым? Тройка СР "дедушка с бабушкой и внучок" - это сильный оппонент?" В целом, считает Савельев, хоть избиратель и вправе испытывать глубокое неудовлетворение условиями выборов и представленными на них командами, "список ПР вполне конкурентоспособен: в нем явно на порядок меньше коррупционеров и свадебных генералов, наверняка почти нет тех, кто намерен в будущей Думе только нажимать кнопки по соизволению начальства, и в этом смысле список ПР значительно лучше, чем списки правительственных марионеток ЕР, СР и ЛДПР". (Сам Семигин, к слову, назвал список ПР "объединенной мощью всего патриотического движения России", пояснив, что там представлены "лучшие люди страны - десять депутатов Госдумы (Сергей Глотов, Николай Безбородов, Юрий Савельев, Александр Крутов и другие), известные деятели науки, культуры и спорта, в том числе две прославленные легкоатлетки - Татьяна Лебедева и Татьяна Котова").

Позицию руководства страны в отношении партийной системы лидер ВР считает не вполне адекватной: "При том, что в Кремле не любят дураковатого Миронова, да и Путин к нему не так уж близок, общим местом там является рассуждение на тему "левые-правые", а также о благотворности двухпартийной системы. Путин цепляется не за Миронова, а за убогую идею двухпартийности. Миронов выполняет задание создать левую партию - так, как он это понимает. А он вообще ничего не понимает. Путин же даже не вникает. Ему важно, чтобы было что-то "справа" и что-то "слева". Что такие системы создаются веками и имеют исторические основания, а "левые" и "правые" - лишь условности самого примитивного уровня политического анализа, там не берут в расчет. Так невежество становится фактором политики. Кремлянам взбрело в голову, что они стабилизируют политическую систему, если составят ее из либеральных бюрократов ЕР и социальных бюрократов СР. Им не понять, что это пустейшая и очень дорогая затея. Проще объявить ЧП и отменить выборы на десяток лет. Результат будет тот же, но дешевле и честнее".

Выбор читателей