Большое путешествие из Сибири в Крым и обратно

Сегодня замечательному сибирскому живописцу Герману Николаевичу Завьялову исполняется 70 лет. С 3 по 18 ноября в Центральном доме художника пройдет большая персональная выставка мастера


Герман Завьялов. Фото Виктории Абрамовой
РАБОТЫ Германа Завьялова



Белгород, российско-украинская граница. По поезду идут российские таможенники. "Что везете?" – "Личные вещи". – "Откройте". Герман Николаевич подчиняется приказу. "Чьи картины?" – "Мои" – "А может, Рембрандта или Пикассо?" – "Вам бы, капитан, принять на службу искусствоведа, чтобы не ошибаться лет на четыреста". Инцидент на границе грозил принять неприятный для художника оборот. И тогда Завьялов предъявил автопортрет. Сконфуженный капитан разрешил ввезти художественные ценности в Россию.

...Рассказанная друзьями художника быль звучала как апокриф: "...и тогда на глазах изумленных таможенников он написал свой портрет". "Того капитана поймал на патриотизме, – смеется сам Завьялов, – сказал, что картины везу из Крыма на выставку сначала в Москву, потом в Томск".

Герман Николаевич не обманул. В апреле 2005 г. в Центральном доме художника была организована выставка его живописи. В декабре прошлого года он опять выставлялся в ЦДХ, но уже в компании друзей, и почти все его новые работы остались в Москве.

Для Германа Завьялова 2007 г. начался с выставки в Совете Федерации, куда кроме свежих пейзажей художник привез картины 1970 – 1980-х годов. В апреле Завьялов транзитом через Москву вез 46 работ, которые написал нынче зимой в Судаке, но до Томска доехали всего шесть. Столица опять оставила у себя большинство полотен. На этот раз – для большой юбилейной выставки: сегодня замечательному сибирскому живописцу Герману Николаевичу Завьялову исполняется 70 лет.

В октябре юбиляра чествуют Парабельская картинная галерея и Томский областной художественный музей. А главным торжественным событием станет большая персональная выставка Германа Завьялова в Центральном доме художника, которая пройдет с 3 по 18 ноября.

Крым – Нарым



Прибой (Шторм на море). 2005

Последние годы творческая биография художника накрепко связана с вышеназванным маршрутом. С ноября по апрель Завьялов живет у старенькой мамы Анны Федоровны в Судаке. Каждый день, если позволяет погода, идет к морю. Или поднимается в горы.

Осеннее и зимнее море выглядит на его картинах суровым, неприступным, но прозрачным, и от этого завораживающе красивым. К теме моря художник подходил осторожно. Долго не решался, пока внутренне не почувствовал, что созрел для морского пейзажа. Хотя тема водной стихии его, безусловно, волновала. И не могла не волновать. Он всегда интуитивно чувствовал свое родство с ней. Герман Николаевич родился у реки. В два года научился плавать. Вся жизнь его прошла невдалеке от воды. Все его путешествия, а начал он колесить по свету еще мальчишкой, так или иначе были связаны с речными или морскими просторами.

Так что вода – это среда обитания Завьялова, человека и художника. За свою почти полувековую творческую жизнь он писал много и часто сибирские озера и реки. В Томске у Германа Николаевича есть катер. Весной, как только реки становятся судоходными, художник возвращается из Крыма в Сибирь, чтобы на катере уйти вверх по Оби, в Нарымскую Луку. И остаться там до октября.

В речных пейзажах последнего времени чувствуется, как это ни парадоксально, присутствие моря. Добиваясь прозрачности и "игривости" морской воды, Завьялов преодолел плотную живопись, характерную для всех сибирских художников. Поэтому его Нарымские виды начала XXI в. наполнены воздухом.

Недалеко от Ледовитого океана


Нарымская Лука. Последний луч. 2007

Географию Отчизны Герман Николаевич изучал на собственном опыте. Путешествовать начал не по собственной прихоти: его родители, учителя, часто переезжали. С высокой миссией просвещения их отправляли в самые глухие места Крайнего Севера.

Из Алдана 16-летний Гера самостоятельно отправился в Пензу поступать в художественное училище. Пока учился, каждое лето навещал родителей. На дорогу уходило 28 суток. Сначала поездом до Тайшета, потом пересадка до станции "Лена", через Братск. Дальше на пароходе до Якутска. В Якутске дней 10 - 12 ожидания, пока лед не пройдет. И опять на пароход до Тикси.

Любая поездка – это новые сюжеты, этюды, наброски. В охоте за пейзажами прошел на боте под парусами вдоль побережья Северного Ледовитого океана до Новосибирских островов. В компании двух собак и сокола.

"Как-то спускаюсь в дельту Лены, – вспоминает Герман Николаевич. – Слышу, собаки подают сигнал. Смотрю: вдоль скал движется какой-то серый комок. На всякий случай карабин положил рядом. Комок подъехал ближе. Оказался якутом. Весь в серых шкурах, и сам на сером олене. "Надо детишек со стойбища вывезти в школу", – толкует на плохом русском оленевод. Судна в тех местах редкость, оленеводы каждую оказию используют. Да мне и самому любопытно в стойбище побывать. По его словам, выходило, что до места часа два езды. Долго лезли в гору. После шестичасового перехода достигли вершины. С горы хороший обзор. Вижу свой бот. И три маленьких беленьких кружочка – это чумы. А вокруг них вроде как кусты – на самом деле олени с ветвистыми рогами. Я напустился на якута: "Ты зачем в гору затащил? От моей стоянки до стойбища – метров пятьсот". А он отвечает: "Я люблю сверху на все посмотреть".

В центре географии

Пока Завьялов учился в Суриковском художественном институте, он объездил почти весь Советский Союз. Но художника по привычке тянуло "на севера". Там жили герои его картин.

Направление на работу ему вручала лично Екатерина Фурцева, тогдашний министр культуры СССР. Такой чести выпускник Суриковки удостоился за красный диплом. Завьялов выбрал Томск, который нравился ему своей сомасштабностью человеку и тем, что из него одинаково "близко" до юга и севера. Художник не ошибся с выбором места жительства: город принял его и стал естественной средой обитания.

* * *


Натюрморт с геранью. 2005

"Впервые цветной карандаш Герман увидел в восемь лет. В школе на Черном мысу (где директорствовали сначала его отец, потом – мать), когда началась война, писали на бересте, а чернила варили из чаги. Перышки и вставочки, правда, нашлись – остались от "старой" жизни. Герман считался уже непревзойденным мастером по созданию "карикатур" на Гитлера на берестяных грамотках, когда из-за какого-то стола в учительской извлекли этот огрызок... Карандаш был красный и очень походил на веточку кедра с красной сердцевинкой. Герман долго еще был уверен, что карандаши – это оструганные веточки разных деревьев. У каждого – свой цвет. Они ему даже снились – цветные деревья", – рассказывает добрый друг Завьялова, заведующая литературной частью Томского драматического театра Мария Смирнова.

Художник родился 8 октября 1937 г. в деревне Зарянка Тюменского района Омской области. В 1960 г. окончил Пензенское художественное училище, в 1966 г. – Московский государственный художественный институт им. Сурикова по мастерской профессора Д.К. Мочальского. Член Союза художников России с 1970 года.

Картины Германа Николаевича находятся в частных собраниях США, Франции, Германии, Польши, Австралии. Его лучшие работы приобретены музеями Томска, Кемерова, Иркутска, Комсомольска-на-Амуре.

Более подробно с творчеством мастера можно ознакомиться на его официальном сайте.

#0 Натюрморт с геранью. 2005 #1 Натюрморт с розами. 2007 #2 Старое дерево. 2005 #3 Генуэзская крепость зимой. 2004 #4 Память. 2005 #5 Чайки на камнях. 2004 #6 Прибой (Шторм на море). 2005 #7 Катер. 2004 #8 Причал. 2002 #9 Нарымская лука. 2001 #10 Нарымская Лука. Последний луч. 2007 #11 Лодки на берегу. 2001 #12 Герман Николаевич Завьялов, фото Виктории Абрамовой #13 Герман Завьялов на своем катере, фото Виктории Абрамовой

Выбор читателей