В Большом пошла хорошая карта

Большой театр открыл сезон новой постановкой "Пиковой дамы", спонсором которой стала международная компания JT International. Режиссером выступил Валерий Фокин, дирижировал Михаил Плетнев


ФОТО: Дамир Юсупов



Выглядит абсолютно логичным, что именно "Пиковая дама" стала дебютом в опере Валерия Фокина: в течение четырех лет последних лет он возглавляет Александринский театр, и его собственное творчество тесным образом связано с Петербургом, где и разворачивается пушкинская драма. Одной из последних постановок Фокина в Александринке был "Двойник" Достоевского. Мотив двойничества, внутреннего раскола, как говорит режиссер, стал для него определяющим и в "Пиковой даме".

В новой "Пиковой даме" на сцене Большого нет и в помине пышности убранства и буйства красок, пудреных париков и кринолинов, нет ни игорного стола, ни карт - сцена "не меблирована" и выдержана, как и костюмы персонажей, в черно-белых тонах.

"Пиковая дама", которую мы увидели сегодня, отличается от предыдущих постановок Большого театра. Она сочетает в себе классические традиции и в то же время звучит на редкость современно. Мы очень рады, что нам выпала честь поддержать именно эту постановку Большого театра, и я уверен, что она получит достойную оценку поклонников современной оперы", - поделился своими впечатлениями о премьере генеральный менеджер JT International Кевин Томлинсон.


Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов (слева) и генеральный менеджер JT International в России Кевин Томлинсон
ФОТО: Дмитрий Терновой

Болезненный надлом в Германне явственно ощущается с самого начала; Бадри Майсурадзе передает неумолимое крещендо овладевающей Германном навязчивой идеи не только вокальными красками. Это чувствуется в его замедленной походке, согбенной спине – так ходят люди с тяжким грузом на душе. Но Фокин не забывает об условности оперного жанра, и самый мучительный - безмолвный (оркестровое вступление к четвертой картине) - монолог героя, решающегося пробраться в спальню Графини, чтобы выведать ее тайну, подает масштабно и броско. Германн стоит на авансцене, а за спиной его огромная тень вновь и вновь совершает восхождение по ступеням такой же призрачной лестницы - восхождение к конечной точке его нарастающего безумия...

Город, таинственный и мрачный, создал на сцене Большого художник-постановщик Александр Боровский, даже не город, а его эскиз, набросок. Через всю сцену - вдоль нее - проходит мост, символ горизонталей Петербурга, изменчивой реки и протяженных зданий. Вертикаль создана опорами моста - гигантскими колоннами во всю высоту зеркала сцены. Мост этот не служит единению, напротив, разделяет: героев - друг с другом, Германна - с его рассудком.

Черно-белое решение спектакля дает большой простор игре света и тени (художник по свету Дамир Исмагилов). На высвеченном белом фоне черные фигуры без лица создают рисунок причудливый и гротескный. Перемена света - и все они тонут во тьме, из которой тем ярче проступают лица и фигуры главных персонажей.

Великолепна актерская работа Елены Образцовой, звезды минувшего века. Она пела Графиню в старой постановке, но в нынешней - она другая. Не грозная старуха, сознающая, что время ее ушло безвозвратно, но гордая "императрица", все еще убежденная в том, что может возродиться ее прошлая сила и власть. Безупречное владение голосом продемонстрировала Татьяна Моногарова, неоднократно певшая партию Лизы, но в Большом исполнившая ее впервые. Подтвердил свою уже весьма высокую репутацию и дебютант ГАБТ, именитый конкурсант Василий Ладюк - Елецкий.

Музыкальный руководитель постановки Михаил Плетнев этим спектаклем дебютировал в оперном театре, но операми в концертном исполнении он дирижировал неоднократно. Его всегда отличало пристальное внимание к тексту, к смыслу каждого звучащего со сцены слова. Не стала исключением и нынешняя "Пиковая дама". Плетнев любит, великолепно чувствует музыку Чайковского и имеет к ней собственное отношение. Она прозвучала необычно, с непривычными темпами, необыкновенно свежо и экспрессивно. Оркестр Большого театра под управлением Плетнева передал и страсть, и страх, и петербургский мoрок.

Выбор читателей