Добужинский добрался до Рублевки

В экспозицию выставки "Мстислав Добужинский. От Литвы до Америки" вошли лучшие театральные работы художника, а также его графические и живописные станковые произведения позднего периода




Галерея "Наши художники" на Рублевском шоссе компенсирует свое не очень комфортное для подавляющего большинства москвичей географическое положение интересными и качественными выставками. В то время как столичные галереи явно переживают апассионарный период, кураторы подмосковного выставочного зала радуют прекрасными проектами. Очередная выставка, открывшаяся на рублевских просторах, посвящена творчеству Мстислава Добужинского.

Один из самых ярких представителей художественной жизни России начала прошлого столетия, тесно связанный с художественным объединением "Мир искусства", Добужинский, волей истории, оказался для нас художником зарубежным. Уроженец Новгорода и выпускник Петербургского университета, он в 1924 г. принял литовское гражданство и навсегда уехал из России на родину отца. В то время как большая часть поклонников искусства Серебряного века воспринимает Добужинского исключительно как автора изящных пейзажей с видами Петербурга, великолепного иллюстратора и оформителя знаменитых постановок Московского Художественного театра, выставка "Мстислав Добужинский. От Литвы до Америки" представляет, прежде всего, поздние работы мастера, большая часть которых никогда не экспонировалась в России.

Несмотря на тот факт, что Добужинский официально покинул Страну Советов по приглашению литовских деятелей искусства, ему не удалось избежать сложностей эмигрантской жизни, ожидавших многих его коллег, уезжавших "в никуда". За границей художник автоматически лишился заказов на нежно любимую книжную графику. Единственными крупными изданиями этого периода жизни мастера стали иллюстрации к роману "Три толстяка" Юрия Олеши, графическое сопровождение текста к книге Галины Серебряковой "Женщины эпохи французской революции", исполненные в 20-е годы, а также рисунки к "Евгению Онегину", законченные в 1936 г., но так и не изданные при жизни автора. Не имея достаточных средств к существованию, Добужинский в 1926 г. принял решение оставить провинциальный Каунас и отправился в Париж. Именно здесь, освобожденный от службы в театре, он, по его собственному выражению "наконец, дорвался до масляной живописи". Тонкий график, всегда осторожно работавший с цветом, вдруг открыл для себя цвет. Картина "Деревянные куклы" парижского периода, представленная на выставке, более напоминает произведения живописцев "Голубой розы" нежели изысканные работы художников "Мира искусства".

В тоже время, экспериментируя с колоритом или делая карандашные зарисовки парижских улиц, Добужинский вновь и вновь возвращался к "своей" Петербургской теме. В 1929 г. несколько десятков работ, посвященных набережным Невы, с большим успехом выставлялись в самых престижных галереях Парижа и имели огромный успех в эмигрантской прессе. И все же надежды художника, вращавшегося исключительно эмигрантской среде, найти в Париже перспективные заказы, оказались призрачными. "Мы только мебельно связаны с Парижем", – сетовал мастер в трудную минуту жизни.

В сложившейся ситуации приглашение на пост профессора в Художественной школе Каунаса и заказ на оформление новых постановок литовского театра оказался спасением. Добужинский обрел, наконец, свою гавань – преданных учеников и поклонников театрального творчества мастера, отдельно аплодировавших его декорациям перед началом спектаклей. Представленные в экспозиции выставки эскизы костюмов и декораций к постановкам "Арлекиниады", "Сказок Андерсена", "Тайны пирамиды" и "Радвилы Пяркунаса" сменяют не менее блестящие произведения, исполненные для Театра Михаила Чехова, оперы "Метрополитен" и других театров Нью-Йорка. В 1939 г. Добужинский, работавший последние два года в Лондоне, выехал в США для работы над спектаклем "Бесы" с Михаилом Чеховым. Начавшаяся Вторая мировая война не позволила ему вернуться в Литву. Очутившись в новом для себя мире, лишенный той известности, которую он уже приобрел в Европе, Добужинский в возрасте шестидесяти пяти лет был вынужден заново начинать свою карьеру. Годы жизни в Америке были самыми трудными для художника – до самой смерти в Нью-Йорке в 1957 г. он испытывал материальные затруднения, общаясь лишь с узким кругом русских эмигрантов.

В экспозицию выставки "Мстислав Добужинский. От Литвы до Америки" вошли лучшие театральные работы художника, а также его графические и живописные станковые произведения позднего периода: городские пейзажи и многочисленные интерьеры, в которые художник вкладывал ощущение характеров населяющих эти жилища людей.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей