Хрупкая красота

В Кремле открылась выставка "Под царским вензелем", посвященная лучшей эпохе в истории российского фарфора. В экспозиции представлено более 300 экспонатов, каждый из которых можно назвать шедевром


ФОТО: museum.ru



Нынешнее молодое поколение москвичей едва ли имеет ясное представление о знаменитом ленинградском фарфоре. В наши дни почему-то принято пользоваться огромными кружками, украшенными аляповатыми рисунками и надписями. В лучшем случае – накатанной репродукцией с какого-нибудь шедевра, в худшем – с устрашающей надписью, типа "МАША", "ДЕДУШКА" и тому подобными опознавательными знаками. Изящные полупрозрачные фарфоровые чашечки, покрытые фантастическим орнаментом, столь ценимые интеллигенцией прошлого столетия, решительно вышли из употребления. Даже у себя на родине, в Петербурге, ими торгуют преимущественно в сувенирных рядах на Невском проспекте. А ведь исторические корни этих позолоченных чашечек, а также изящных фарфоровых собачек и прочих обломков некогда великого искусства, прославившего Россию, лежит в далеком прошлом. Почти три века тому назад в Санкт-Петербурге был основан Императорский фарфоровый завод, который и по сей день продолжает выпускать уникальные авторские изделия, в то время как работы старых мастеров регулярно фигурируют на самых престижных аукционах мира. Именно этой, лучшей эпохе в истории российского фарфора посвящена выставка "Под царским вензелем. Произведения Императорского фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа", открывшаяся в выставочном зале Успенской звонницы Московского Кремля.

Процесс изготовления фарфора занимал еще Петра I, однако узнать секрет фарфоровой чашки оказалось значительно сложнее, чем постичь науку кораблестроения. А посему еще несколько десятилетий российскому двору приходилось пользоваться исключительно импортным товаром. Дочь Петра, императрица Елизавета, подошла к задаче более масштабно. Именно по ее высочайшему указу в 1744 г. в Санкт-Петербурге был основан Императорский фарфоровый завод, который, к слову сказать, стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Именно здесь талантливый русский ученый Д.И. Виноградов открыл секрет изготовления "белого золота"; его фарфор по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы, приготовленной из отечественного сырья, приближался к самому дорогому и престижному – китайскому.

На выставке в Кремле представлено более 300 экспонатов, каждый из которых, будь то изящная маленькая табакерка или роскошный сервиз, можно назвать шедевром. Вся экспозиция собрана из фондов Государственного Эрмитажа, который может похвастать чуть ли не лучшим собранием фарфора в России. Элегантная чернильница Павла I, ампирные тарелочки с античными героями и гигантские вазы николаевской эпохи не только представляют разные стили и направления в искусстве российского фарфора, но и отражают основные веяния соответствующей эпохи. Ретроспектива охватывает период существования завода с момента его открытия до 1917 г., когда мануфактура работала непосредственно по императорским заказам. Однако же не стоит забывать, что Императорский фарфоровый завод – одно из немногих царских предприятий, сумевших выжить и сохранить свои традиции во времена разрухи и последовавшую за ними эпоху строительства коммунизма. Не случайно именно здесь в 1920-е годы сформировалось такое яркое направление, как агитационный фарфор, который на сегодняшний день представляет собой одну из наиболее интересных и удивительных страниц в истории декоративно-прикладного искусства, исторически правдиво, в совершенной художественной форме отразившее настроения первых лет пролетарской революции. Не случайно продукцию Императорского завода часто называют "фарфоровой летописью" российской истории.

Выбор читателей