Ученые выяснили природу оптимизма

Американские неврологи выяснили, как формируется оптимистическое восприятие мира. Оказалось, что надежды на лучшее вызывают куда более сильный ответный отклик в определенной зоне мозга, нежели негативные мысли




Механизм одной из самых удивительных способностей человеческого мозга – заставлять человека вопреки всему испытывать надежду на лучшее – изучила группа американских ученых.

Чтобы разобраться в том, как формируется оптимистичное восприятие мира, были приглашены 15 добровольцев – студенты Нью-Йоркского университета. Испытуемым предлагали поразмышлять о событиях прошлого и своем вероятном будущем. Участники эксперимента, к примеру, вспоминали похороны, на которых им довелось побывать, представляли свое участие в возможном ДТП, воображали, как выигрывают в лотерею и вызывали в памяти приятные картины собственных успехов – вроде награждения грамотами во время обучения. Компьютерная томография, которую проводили в ходе эксперимента, показала, что размышление и о прошлом, и о будущем активизирует одну и ту же область мозга. Но позитивные мысли вызывали куда более сильный ответный отклик, нежели негативные.

Оптимизм не всегда полезен человеку, поскольку мешает адекватно оценивать степень риска в определенных ситуациях, но в умеренных дозах обеспечивает стабильность умственного и физического состояния. "Здоровый оптимизм помогает продвигаться к цели, достигать хороших результатов. Жизнь подчас жестока, но если бы мы воспринимали ее как она есть, оставалось бы только опустить руки", – говорит руководитель исследовательского проекта, невролог Элизабет Фелпс.

Одна из самых распространенных ошибок неисправимых оптимистов – это переоценка собственных способностей, приводящая к жестоким разочарованиям при столкновении с реальностью.

Статистика свидетельствует, что львиная доля вступающих в брак молодоженов верит в вечность своего семейного союза, совершенно искренне давая ритуальное обещание быть вместе, "пока смерть не разлучит". О такой распространенной перспективе брачных отношений, как развод, у алтаря вообще почти никто не думает. "Я преподавала приблизительно 200 студентам, – рассказывает Элизабет Фелпс. – Когда я спросила, кто из них думает, что женится, большинство подняли руки. На вопрос о том, кто рассматривает вариант с возможным расторжением брака, положительно ответили только четверо. Увы, мы не верим, что с нами может произойти худшее".

Выбор читателей