Век Китая только начинается

На рынке Евросоюза нашим технологиям и технике места практически нет. Поэтому не исключено, что со временем Поднебесная станет для России более приоритетным партнером, чем Европа


ФОТО: AP



Визитом премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в Москву официально завершился Год Китая в России. Однако век Китая только начинается – в том числе, и в нашей стране. Поднебесная скоро может стать крупнейшим экономическим партнером России.

Из всех достижений визита Вэнь Цзябао особо примечательны два: объявленное намерение нарастить двусторонний товарооборот почти вдвое и существенно увеличить в нем (особенно в российском экспорте) долю машинотехнической продукции. Темпы роста торговли впечатляли и в предшествующие годы: "Если в 2005 г. товарооборот составлял менее $30 млрд, то к концу этого года показатели приблизятся к отметке $50 миллиардов", - отметил Вэнь Цзябао. "За девять месяцев этого года рост товарооборота составил более 41%", - присовокупил Владимир Путин. Было решено продолжать в том же духе: к 2009 г. довести товарооборот до $60 - $80 миллиардов. Такими темпами Китай скоро выйдет на первое место среди наших торговых партнеров, обогнав сначала Германию, а там и весь Евросоюз.

И это не беда, что пока не удалось договориться о строительстве нефтепровода и газопровода в КНР (не сошлись в цене и по условиям долгосрочного контракта). Пока нефть исправно "катится" по железной дороге (годовые поставки достигли 16 млн т), а российский газ Китай начал закупать с сахалинских месторождений. Сейчас беда в том, что в структуре российского экспорта более 50% приходится на товары топливной группы (главным образом, нефть и нефтепродукты). На втором месте – необработанный лес (в прошлом году в КНР было поставлено почти 22 млн кубометров "кругляка"). При этом в китайских поставках доля машинотехнической продукции (не важно, какого качества) уже превысила 50%. Именно поэтому в текущем году баланс двусторонней торговли сводится для России с дефицитом – впервые в истории. Стороны решили исправить ситуацию: они договорились о создании специальной российско-китайской палаты по торговле машинотехнической продукцией. В нее войдут предприятия-экспортеры, а также китайские компании, заинтересованные в закупках российской продукции высокой степени обработки.

Существенно расширит экспорт в Китай российской машинотехнической продукции заключенный контракт на строительство второй очереди Тяньваньской АЭС. Его сумма пока не обнародована, однако известно, что аналогичные энергоблоки для АЭС в Белене (Болгария) оцениваются в 2 млрд евро каждый. А в Тяньване их будет два. Кроме того, подписано рамочное соглашение об оказании Россией технической помощи при сооружении четвертой очереди газоцентрифужного завода в КНР. В целом, Вэнь Цзябао отметил, что "российские предприятия со своими преимуществами в сфере энергетики, машиностроения, авиации и космонавтики смогут получить большие доли на китайском рынке". Это, кстати, в корне отличает перспективы российско-китайского экономического сотрудничества от российско-европейского: на рынке ЕС нашим технологиям и технике места практически нет. Поэтому не исключено, что со временем Китай станет более приоритетным партнером, чем Евросоюз.

Тем более что Поднебесная ставит все новые и новые рекорды в области экономики. Например, на днях стало известно, что китайская нефтяная компания PetroChina стала крупнейшей в мире фирмой по рыночной капитализации. Случилось это из-за того, что акции компании в первый же день их размещения на Шанхайской фондовой бирже подскочили в цене почти в три раза – с 16,7 до 44 юаней. В результате рыночная стоимость PetroChina вплотную приблизилась к $1 трлн, что почти вдвое превышает аналогичный показатель прежнего мирового лидера – американской Exxon Mobil.

Впрочем, очевидно, что основной "вклад" в увеличение стоимости PetroChina внесли китайские биржевые спекулянты: после своего взлета цена акции компании в 60 раз превышает ее годовую доходность, что является явной диспропорцией (нормальным соотношением для нефтяных компаний является превышение стоимости над доходностью в 18 раз). Причем в это же самое время на гонконгской бирже, где ценные бумаги PetroChina котировались и ранее, они подешевели на 8%. Симптоматично и то, что эта госкомпания отнюдь не блещет прибыльностью: по данному показателю она не входит даже в число 50 наиболее успешных мировых компаний. Впрочем, ей это и не нужно, ведь она принадлежит китайскому государству (в лице концерна China National Petroleum). Ее задача – добывать нефть для могущественной китайской экономики, она олицетворяет энергетические амбиции КНР. Видимо, этого уже достаточно для уверенности местных инвесторов-патриотов. С таким подходом китайская экономика действительно может достичь невиданных высот, а китайские компании – стать самыми могущественными в мировой экономике. Что, собственно, уже происходит: в десятке крупнейших мировых компаний – пять китайских (в том числе страховая – China Life Insurance Co., стоимостью $256 млрд) и всего три американских.

Даже если рыночная эйфория остынет и капитализация PetroChina немного "сдуется", она все равно будет превосходить стоимость американской Exxon Mobil ($480 млрд) и уж тем более – европейских энергетических мини-гигантов (крупнейшим из которых может стать объединение Gaz de France и Suez – $120 миллиардов). Что же касается российских "фишек", то капитализация "Газпрома" составляет $292,5 млрд, а "Роснефти" – всего $93 миллиарда. Не опасна ли наша дружба с китайскими гигантами? Может, лучше все-таки реанимировать стратегическое сотрудничество с Европой? Там более приемлемые масштабы компаний. Хотя европейцам гигантом кажется наш "Газпром", и его боятся.

Выбор читателей