Мужская дружба: больше, чем любовь

Кино о дружбе теперь снять сложнее, чем "Горбатую гору". Не о дружбе на работе и не о дружбе на "одноклассниках.ру", а о том, что "сильнее страсти, больше, чем любовь". Партису Леконту это удалось

Мой лучший друг (Mon meilleur ami)
Франция, 2006
Режиссер: Патрис Леконт
В ролях: Даниэль Отой, Дани Бон, Жюли Гайе





Парижский антиквар Франсуа (Даниэль Отой), бессердечный эгоист, покупает на аукционе баснословно дорогую греческую вазу – на деньги своей галереи. Его деловой партнер Катрин (Жюли Гайе) обвиняет Франсуа в том, что он бессердечный эгоист, и заключает с ним пари: в течение нескольких недель Франсуа должен доказать, что у него есть хотя бы один настоящий друг, и тогда ваза останется у него.

Но антиквар не знает, что значит "настоящий верный друг". Единственный, кого он может найти, – случайный знакомый, жизнерадостный таксист Брюно (Дани Бон), который в пути развлекает пассажиров песнями, прибаутками и забавными фактами из парижской и мировой истории. Брюно мечтает попасть на телешоу для знатоков, живет через дорогу от мамы с папой и дружен со всеми – и ни с кем.

Два одиночества, как водится, встречаются, пьют пиво, ходят друг к другу в гости и на футбол – антиквар, который не знает, кто такие Ахилл и Патрокл, и таксист, который не слушает шансон, даже французский. Все идет гладко, пока поднаторевший в искусстве заводить друзей Франсуа не решает проверить Брюно – плох он или хорош. Если настоящий друг, как известно, в беде не бросит и лишнего не спросит, то лучший способ проверить это – заставить друга украсть свою бесценную вазу, якобы ради страховки. Но хотя дружба и может быть крепка, древнегреческие вазы давно исчерпали свой запас прочности.

Французский режиссер Патрис Леконт, которому в этот понедельник исполнилось 60 лет, начал снимать на излете Новой волны – и все еще на волне. Кульминация его нового фильма "Мой лучший друг" – пятнадцатиминутный, один в один снятый кусок телевикторины "Кто хочет стать миллионером?" с бессменным ведущим ее французской версии Жаном-Пьером Фуко. Кроме этого эпизода, в фильме нет ничего выдающегося. Стандартизированный Париж, его сады, мосты, квартиры, рестораны. Жил на одной из этих киноулочек Ренуар или Тулуз-Лотрек, не имеет большого значения, как не имеет, по большому счету, значения ни сюжет с вазой, ни усредненное изобразительное решение. А кино – все равно волшебное; недоверчивое, как Франсуа, и простодушное, как Брюно. Конечно, здесь важен подбор актеров, и можно расписывать комедийные таланты безупречного в любом жанре Даниэля Отоя или хвалить удачный выбор на роль Брюно Дани Бона с его не заигранным открытым лицом и обаятельной улыбкой, которая так отчаянно не удается антиквару. Но актеры – не условие, а производное этого "французского стиля", этих блестящих комедий и мелодрам, что раз в месяц появляются на российском экране. Их секрет – вот этот спокойный дружелюбный взгляд на мир, готовность улыбнуться или подпеть случайному попутчику, то, чему таксист Брюно учит антиквара Франсуа. Умение превратить затверженный сценарий телешоу, известный до мелочей и до скрежета зубовного ненавистный, в мыльную оперу, в мелодраму, в выяснение отношений, которое держит в напряжении не меньше, чем пауза перед фразой "А теперь - правильный ответ!".

Режиссер и сценарист Леконт очень осторожно отводит любые подозрения, что в дружбе героев может быть что-то больше дружбы. Чтобы пари с красавицей-партнершей не казалось подозрительным, ее делают лесбиянкой. Внимание зрителей искусно отвлекается – у обоих героев имеются бывшие жены, а у Франсуа – еще и приходящая любовница, вечно обиженная его бессердечием. Кино о дружбе теперь снять сложнее, чем "Горбатую гору". Не о дружбе на работе и не о дружбе на "одноклассниках.ру", а о том, что "сильнее страсти, больше, чем любовь". О том, что дружбу найти сложнее, чем любовь, и что правильных ответов не бывает. О том, что в настоящей большой дружбе не обойтись без маленького обмана. Как и в настоящем большом кино.

В кинотеатрах с 15 ноября

Выбор читателей