Бензин "замерзнет" до весны

Заморозка цен на бензин может привести к переделу топливного рынка и вымыванию независимых АЗС. Ведь, останавливая повышение розничных цен, производители топлива продолжают увеличивать оптовые




Что автомобилисту хорошо, то владельцу бензоколонки смерть – пожалуй, именно так можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся сегодня на топливном рынке. Речь, правда, идет лишь о собственниках независимых автозаправочных станций. На прошлой неделе глава Минпромэнерго Виктор Христенко провел закрытое совещание с главами крупнейших нефтяных компаний, на котором предложил им заморозить розничные цены на бензин до будущей весны. Как поясняют в министерстве, на самом деле встреча была посвящена подготовке к зиме и никаких обязывающих документов относительно моратория цен принято не было. Тем не менее нефтяники заверили министра, что в случае необходимости предпримут все меры к тому, чтобы не допустить повышения цен на топливо.

Беспокойство властей вызвано данными Росстата, согласно которым розничные цены на бензин в ноябре текущего года росли рекордными темпами. Однако благословение правительства на заморозку цен может привести к переделу топливного рынка и вымыванию независимых АЗС. По оценкам экспертов, их доля и без того уже не превышает 15%, остальные 85% контролируют нефтяные холдинги. И готовность последних исполнить пожелание Минпромэнерго отнюдь не акт бескорыстия. Как показывает опыт предыдущих мораториев, они играют на руку нефтяникам. Ведь, временно останавливая повышение розничных цен на своих АЗС, производители топлива продолжают увеличивать оптовые цены, и в проигрыше оказываются лишь независимые топливозаправочные компании. "Мы в шоке от такой позиции правительства. Нефтяные компании повышают цены, а розницу поднимать нельзя, потому что есть политический наказ. Для многих независимых – это смерть", – цитирует "КоммерсантЪ" вице-президента Российской топливной ассоциации Евгения Аркушу. Еще год назад Герман Греф заявлял, что основным регулятором цен на топливо должны были стать экономические механизмы, в частности, биржа нефтепродуктов, напоминает издание. Однако до сих пор такой биржи не появилось. На днях МЭРТ объявил о том, что в качестве площадки для организации топливных торгов выбрана биржа "Санкт-Петербург", но время начала торгов по-прежнему не известно.

Впрочем, небольшая надежда на восстановление справедливости у независимых АЗС все же есть. В тот же день, когда стало известно о неформальной договоренности правительства и нефтяников, ФАС объявила о разработке мер по защите независимых топливозаправочных сетей от недобросовестной конкуренции со стороны крупных нефтяных холдингов. Правда, особых поводов для волнения ведомство пока не видит, объясняя это тем, что с 2006 г. маржа АЗС была довольно значительной, в два - три раза выше, чем в 2005 г., и потому нет никакой проблемы в том, если сейчас она немного уйдет в минус. К тому же, когда оптовые цены снижались, ФАС не заставляла компании снижать и розничные, так что нынешние сетования небольших сетей не совсем корректны, считают в ведомстве. Не удивительно, что заявления Федеральной антимонопольной службы не вызывают оптимизма среди владельцев таких сетей, которые не увидели в этих заявлениях конкретных указаний на возможные ограничения в закупочной ценовой политике.

Выбор читателей