По следам кроковских музыкантов

Анимация все больше входит в моду благодаря многолетней работе таких фестивалей, как российско-украинский "Крок", а с развитием информационных технологий скоро станет доступной всем пользователям Сети




Пришло время завершить рассказ об одном из самых ярких мероприятий из мира анимации – международном фестивале "Крок". На этот раз речь пойдет о наиболее запомнившихся и понравившихся вашему обозревателю фильмах международной программы.

На закрытии "Крока-2007" в Киеве публике представили уникальное зрелище: 30-минутный кукольный фильм англичанки Сюзи Темплтон "Петя и волк" в сопровождении оркестра под управлением соотечественника режиссера, специально приехавшего для этого из Британии. Поскольку шедевр Прокофьева многие знают на слух с пеленок, а наиболее продвинутые товарищи помнят еще и его диснеевское воплощение на экране, Сюзи Темплон надо было как-то исхитриться, чтобы заинтересовать публику – и, надо сказать, шестилетний труд чуть ли не сотни человек себя оправдал. Я видел это кино с живым звуком и с профессиональным саундтреком, и первое, конечно, выглядит куда интереснее. Показы немых фильмов в сопровождении живой музыки то и дело проходят в различных музеях, но мультфильм в таком антураже я видел впервые. Его хронометраж был заранее задан музыкой великого композитора, в остальном же фантазия авторов далеко ушла от классического исполнения этой сказки.

В последнее время принято сетовать на закат кукольной анимации, но программа "Крока" как нельзя лучше свидетельствовала об обратном – по-моему, едва ли не каждый второй фильм был кукольным. "Петя и волк" приковывал внимание качественным и богатым кукольным миром, искусно выполненными персонажами, множеством необязательных и забавных деталей и особенно – тщательно ритмизованным и подогнанным под музыку действием. Авторы справились с довольно сложной задачей: синтезировали несколько великих искусств, и кино не только нарративно, но и аудиовизуально в равной степени стало апеллировать как к детской, так и родительской аудитории.

Второй фильм, неожиданно никак не отмеченный жюри конкурса (в отличие от "Пети и волка", заслуженно получившего спецприз "За новое прочтение прокофьевской темы"), но завоевавший симпатии зрителей – не столько видеорядом, сколько зашкаливающим на единицу времени числом гэгов. Речь идет о "Спящей Бетти" канадского режиссера Клода Клотье. Правда, как и со всяким рассказанным свежим анекдотом, первое впечатление с каждым разом тускнеет, но все-таки это был несомненно самый смешной фильм программы.

Однако в соревновании за этот титул победил южнокорейский "Папочка волк", о котором стоит сказать отдельно. Кино, конечно, забавное, хотя ни грана не смешное, но вносящее ту азиатскую трагикомическую нотку, которая присуща восточному отстраненному взгляду на мир. К огромному волку, нарисованному в стиле аниме, приходят какие-то барбиобразные красотки и подкидывают своих младенцев, которых тот вынужден воспитывать. Абсурдистская канва перемежается с трогательными эпизодами садомазохистских взаимоотношений между красавицами и чудовищем, а также с населяющими волчий дом живыми игрушками – как добрыми, так и злобными. Юмор ситуации (весьма завуалированный) в том, что Волк еще и писатель по профессии, то есть постоянно рефлексирует. Режиссер Чан Хён-ён столь явно неравнодушен к стилю постмодерн, воспринимаемому в его стране с некоторым вполне понятным запозданием, что фильм кажется даже несколько старомодным. Поскольку сегодня царствует уже вторая версия этого жанра – постмодерн с еще одной приставкой, возвращающий зрителя к видоизмененному модерну, но на более высоком витке спирали.

И вот именно такой и тоже азиатский фильм поразил воображение ценителей изобразительного искусства – весьма вычурной картинкой, любителей нетривиального сюжета – довольно странным содержанием. И в целом, по-моему, адекватной попыткой ответа на главный культурологический вызов современности – что будет после постмодерна? Это японский "Сельский врач Франца Кафки" Коджи Ямамауры. Очень странное и страшноватое действо, обрамленное в стилизованную визуальную рамку, с гигантским замахом на некую идеальную мультипликацию и прямо-таки мистическим подтекстом. Смотреть тяжело, оторваться трудно.

Но вернемся в привычную Европу. Один фильм, о котором частенько вспоминают те, кто плавал на корабле, по-староваллонски называется DJI VOV VEV VOLTI – "Я тебя люблю". Его снял симпатичный Бенуа Феромон, вполне оправдывающий свою фамилию молодой бельгиец, с которым многие подружились. Это трехмерное кино "про себя" – то есть персонажи срисованы автором с друзей и его возлюбленной, а главный герой – шарж самого Бенуа. Тут действие происходит в средневековой стране, срисованной с мира Шрека. Песенка с несложным текстом – он же название мультфильма – иллюстрирует жестокие нравы рыцарских времен, когда за одно лишь смутное эротическое желание, выраженное в благосклонном внимании к несложному мотивчику в четыре такта, принцессу заточают в замок, дурака воздыхателя жестоко пытают и вешают перед ее зарешеченным окном, после чего она сходит с ума и разговаривает с привидением, и лишь смешные анимированные ожившие титры да веселый дух умученного скомороха превращают эту жестокую драму в буффонаду.

Упомяну здесь еще один фильм из соседней страны, Нидерландов, который произвел на всех, мягко говоря, странное впечатление. От автора анимационного шедевра "Отец и дочь" знаменитого Михаэля Дюдока де Витта ждали чего-то более внятного, чем абстракционистское упражнение, какое обычно делают студенты-первокурсники. "Аромат чая" – не более чем набор коричневатых точек, двигающихся в одной плоскости, чтобы собраться в столь же несложный узор, как и сам сюжет ролика. Но, по всей видимости, голландский гений решил на сей раз не утруждать себя сценарием, отдавшись свободному течению мыслей.

Трудно рассказывать о кино, которое, к сожалению, возможно, мало кто из читателей увидит. Мой выбор был лишь случайной игрой памяти и, безусловно, не отражает ни насыщенности "Крока", ни всех тенденций и, тем более, не дает полной картины состояния дел в авторской анимации. Однако сегодня у зрителя появляется возможность хотя бы с экрана компьютера ознакомиться со многими картинами, о которых шел разговор. А появление разнообразных пост-кроковских и пост-суздальских ознакомительных фестивалей – лучшее подтверждение тому, что анимация входит в моду.

Выбор читателей