В отношениях Церквей настала оттепель

Диалог, начавшийся между Москвой и Римом, пока не принес конкретных результатов. Но Россия и Ватикан, похоже, осознали необходимость сотрудничества, и это обстоятельство открывает для обеих Церквей большие возможности




"Православно-католический диалог сегодня протекает вяло – так же, как и в предыдущие годы", – заявил пресс-секретарь Московской Патриархии, священник Владимир Вигилянский, выступая перед журналистами в среду. Причина этого, по его мнению, заключается "в наличии ряда проблем", препятствующих личной встрече Папы Римского Бенедикта XVI и Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Со времен церковного раскола, произошедшего в 1054 г. из-за конфликта Рима с Константинополем, отношения между Москвой и Ватиканом осложнены рядом нерешенных вопросов. После распада СССР к спорным эпизодам многовековой давности прибавилось недовольство Москвы активными действиями католических миссионеров на территории России. Наибольших успехов в работе с российской паствой представители католической церкви достигли в прошлом десятилетии, в период масштабного кризиса и неопределенности, затронувших многие сферы общественной жизни. Однако сейчас ситуация заметно изменилась, в стране наблюдается заметный рост национального самосознания и авторитет Русской православной церкви ощутимо укрепляется.

Мнение о том, что диалог между Церквями протекает вяло, разделяют далеко не все представители российского духовенства. Напротив, в последнее время появляется все больше причин говорить о том, что Москва и Ватикан склоняются к необходимости поиска путей преодоления существующих разногласий. Смысл недавних высказываний высокопоставленных представителей Русской православной и Римско-католической Церквей сводится к тому, что, несмотря на различия, потенциальных точек соприкосновения между православием и католицизмом все же больше. Так, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл не так давно заявил, что отношения Церквей "начинают переход от периода суровых заморозков к оттепели".

Встречные сигналы поступают и из Рима. Как известно, Бенедикт XVI провозгласил одной из задач своего понтификата развитие диалога с Православной церковью. У многих сложилось впечатление, что нынешний глава Ватикана настроен по отношению к России гораздо более благосклонно, чем прежний. Иоанн Павел II был выходцем из оккупированной Советским Союзом Польши, что наложило определенный отпечаток на его взгляды. Тогда как Бенедикт XVI – западный немец, свободный от подобного рода предрассудков и склонный, скорее, к некому комплексу вины перед русскими. Положительный отклик в Москве получило одно из последних решений Бенедикта XVI, касающееся взаимоотношений Ватикана с Россией. Главой католической архиепархии в Москве был назначен бывший ректор петербургской семинарии Паоло Пецци. Пецци долго прожил в России и имеет налаженные контакты со многими видными представителями РПЦ.

Впрочем, говоря о возможном сближении Москвы и Ватикана нельзя упускать из вида еще один влиятельный центр мирового христианства – Константинополь, центр греческого православия. Русская православная церковь по известным причинам в течение долгого времени была лишена возможности проводить полноценную внешнюю политику, в то время как греческая церковь последовательно укрепляла свои позиции. Видя в Москве серьезного конкурента, Константинополь объективно не заинтересован в налаживании отношений между РПЦ и Ватиканом.

Последним примером попытки сорвать начавшийся диалог был случай в итальянской Равенне, где проходили переговоры высокопоставленных делегаций православной и католической церквей. Представители Константинополя фактически вынудили российских участников совершить демарш и покинуть зал заседания. Причиной такого шага Москвы стало участие в саммите представителей Эстонской православной церкви, заявившей о подчинении Константинополю вопреки тому, что Эстония считается канонической территорией РПЦ и все православные церкви в этом государстве должны подчиняться Москве. Делегация Ватикана выступила тогда в качестве арбитра и призвала партнеров по переговорам к проявлению большей гибкости.

Впрочем, у Рима и без того больше возможностей претендовать на лидерство в христианском сообществе. Православные церкви по количеству прихожан и по влиянию в мире не могут конкурировать с католическими. Помимо того, что государств, большинство населения которых исповедует это направление христианства не так много, православие разрознено.

И противоречия между Москвой и Константинополем – лишь часть проблемы. Так, политические сложности в отношениях России и Грузии не могли не сказаться на диалоге церквей; лишь недавно состоялось воссоединение Московского Патриархата с Русской православной церковью за рубежом. В сложившихся условиях говорить о возможности консолидации усилий восточных христиан преждевременно. Иначе обстоят дела у католиков: Ватикан считается священным центром католицизма для всех последователей этой религии – от Латинской Америки до Филиппин, Папу Римского считают своим духовным лидером более миллиарда верующих во всем мире.

С мнением, высказанным Владимиром Вигилянским, можно согласиться в том смысле, что диалог, начавшийся между Москвой и Римом, пока не принес конкретных результатов. Если под этими результатами, разумеется, понимать выработку некой стратегии дальнейшего взаимодействия. Наверное, по этой причине функционеры обеих сторон стараются не спугнуть медленное движение навстречу друг друга. Следует понимать, что церковь – весьма консервативный институт, и стремительных перемен ждать не стоит. Но Россия и Ватикан, похоже, все же осознали необходимость сотрудничества, и это обстоятельство открывает для обеих Церквей большие возможности.

Выбор читателей