Итоги года: Россия обошла Америку

Для мировой экономики уходящий год выдался крайне неспокойным, если не сказать экстремальным. На общем тревожном фоне экономическую ситуацию в России можно расценивать как позитивную




Для мировой экономики уходящий год выдался крайне неспокойным, если не сказать экстремальным. На протяжении всего года ее продолжало "трясти", проверяя на прочность посредством американского ипотечного кризиса и потерявшего всякие ориентиры нефтяного рынка. В итоге 2007 г. вывел мировую экономику на определенный рубеж, за которым с равной степенью вероятности может оказаться "ползучий" финансово-кредитный кризис, вызванный ухудшением положения дел в США, либо стагнация, ведущая к серьезным переменам в основах экономического мироустройства.

На общем тревожном фоне экономическую ситуацию в России можно расценивать как позитивную. Суммарный экономический рост за 2007 г. составит порядка 7,5% - 7,7%, что вполне приемлемо для страны, предпринимающей попытки смены сырьевой экономической модели на инновационную.

Америка дала слабину

Кризис, вызванный снижением цен на жилье и обвалом в subprime секторе ипотечного рынка, определил главный вектор развития ситуации в экономике США. Стоит отметить, что начало снижению цен на американскую недвижимость было положено еще в 2006 г., однако только в 2007-м эта тенденция приняла явно выраженные кризисные черты.

Обвал на ипотечном рынке привел к миллиардным убыткам крупнейших мировых банков, а также к серьезным проблемам на рынке финансовых производных. Американская ипотечная система отличается глубокой интегрированностью в мировой финансовый рынок. Задолженность граждан по ипотеке оформляется в виде ценных бумаг, на которые выпускаются финансовые производные на самых разных уровнях. При всем своем удобстве (многократное ускорение оборота ипотеки, легкое рефинансирование), подобная система имеет одно классическое слабое место. Это первичное звено, каковым является сам получатель кредита. Первый "прорыв" произошел в секторе наиболее рискованных заемщиков, значительная часть которых оказалась не в состоянии обслуживать кредиты. Сбой на низшем уровне как по цепочке прошелся по всей многоуровневой системе, практически парализовав рынок ценных бумаг, производных от ипотеки. Наложение ипотечного кризиса на давние проблемы американской экономики поставили ее в довольно сложное положение. ФРС США была вынуждена снизить основную учетную ставку с 5,25% до 4,25%, что пока не привело к заметным положительным результатам. Более того, в США за это время значительно возросла угроза инфляции, что на фоне снижения темпов роста экономики позволило говорить о растущей угрозе стагфляции. Смягчение денежно-кредитной политики Соединенными Штатами вынудило прибегнуть к аналогичным мерам и центробанки других развитых стран, последствия чего пока достаточно трудно спрогнозировать.

Другим, не менее заметным событием уходящего года, связанным, в том числе, и со смягчением денежно-кредитной политики ФРС, стало невиданное доселе снижение курса американского доллара. В целом ослабление американской валюты можно расценивать как положительный фактор для экономики США, снижающий общий объем ее внешних задолженностей и повышающий конкурентоспособность американской продукции. Однако его негативной стороной является все более заметное разбалансирование рынка нефти и снижение интереса к американским активам.

Для нефтяного рынка 2007 г. стал особо значимым. Именно в этот период произошел окончательный отрыв мировых нефтяных цен от реального соотношения спроса и предложения. На сегодняшний день котировки нефтяных фьючерсов являются отражением полной дезориентации, царящей на рынках капитала, вызванной событиями в США. Неопределенность положения на основных фондовых и валютных площадках поднимает спекулятивный градус на рынке черного золота и ряда других биржевых товаров. Предсказать, чем обернется сложившаяся ситуация для мировой экономики, достаточно сложно. С уверенностью сказать можно лишь то, что спекулятивная накачка делает товарный (в первую очередь нефтяной) рынок все более рискованным как для инвесторов, так и непосредственно для продавцов и потребителей товаров.

Даешь рекорд!

Что касается России, для нее уходящий год выдался заведомо более удачным, чем для большинства развитых стран. В 2007-м российская экономика продемонстрировала максимальные темпы роста за последние семь лет. Рост ВВП по итогам года составит 7,5% - 7,7%, объем инвестиций вырос в среднем на 20%. Существенный прирост инвестиций объясняется значительным (порядка $80 млрд) притоком иностранного капитала в российский бизнес.

Промышленное производство в 2007 г. выросло на 6,3% - 6,5%, что обусловлено развитием обрабатывающих отраслей, ориентированных на инвестиционный и потребительский спрос. Не менее бурный рост на протяжении года имел место в пищевой промышленности, нефтехимии, производстве строительных материалов, автомобилестроении, трубной промышленности. Примечательно, что в 2007 г. никак не проявила себя основа российской экономики – нефтегазодобывающая промышленность. В "нефтянке" рост едва достиг 2%, тогда как добыча газа сократилась на 0,5%. Однако это сокращение роста практически не отразилось на потребительском секторе: розничная торговля в 2007 г. выросла на 14,5% - 15,0%, а реальные доходы населения – более чем на 12,0% (данные предоставлены "Банком Москвы").

Россия превращается в "большой желудок"

Одной из важнейших особенностей российской экономики в 2007 г. стал небывалый потребительский бум. Как уже отмечалось выше, розничные продажи по итогам года продемонстрировали рекордный рост, обусловленный значительным увеличением доходов населения. Основной причиной повышения доходов россиян, судя по всему, послужили массированные вливания нефтедолларов (повышение пенсий и зарплат), связанные с начавшимся выборным сезоном. Еще одним фактором роста потребления стала агрессивная экспансия банков на рынке потребительского кредитования. Это позволило повысить потребительскую активность в сфере рынка товаров длительного пользования. Необходимо отметить, что именно в этом аспекте кроется серьезная проблема, чреватая негативными экономическими последствиями. Основная часть растущего спроса на товары длительного пользования удовлетворяется за счет товаров импортного, а не отечественного производства. При этом размещение иностранными компаниями своих предприятий на территории России практически не меняет ситуации. В большинстве случаев это автоматизированные сборочные производства, которые дают незначительное (по сравнению с полным циклом) количество рабочих мест и налогов. При использовании такой схемы основная часть добавочной стоимости остается за пределами России. Однако иностранные компании крайне неохотно идут на размещение на российской территории производств полного цикла, поскольку это, с одной стороны, снижает их эффективность для российской экономики, а с другой – посредством явных конкурентных преимуществ препятствует развитию отечественного производства.

Последствия того, что основное обеспечение растущей потребительской активности в России взяли на себя иностранные компании, достаточно печальны. В 2007 г. импорт товаров увеличился более чем на 35%, тогда как экспорт (во многом из-за сокращения прироста нефтедобычи) – только на 15%. В результате, впервые в текущем десятилетии в России было зафиксировано сокращение профицита торгового баланса и счета текущих операций.

Резюмируя ситуацию, можно сказать, что за потребительским бумом стоит привычная схема постепенного "проедания" ресурсов, с тем лишь отличием, что в 2007 г. темпы этого "проедания" значительно возросли. Об этом говорит хотя бы тот факт, что даже растущие объемы отечественного товарного производства не в состоянии переломить тенденцию к увеличению импорта потребительских товаров.

Инфляция

Другим не менее заметным экономическим (а также социально-политическим) событием уходящего года стало резкое увеличение инфляции до 12% с 9% в 2006 году. Спусковым механизмом этого явления послужил рост цен на продовольствие на мировых рынках. Далее в дело вступили монетарные факторы, такие как рост денежной массы на 45% - 50% (по итогам года), а также увеличение бюджетных расходов с 16 до 18% ВВП.

Примечательно, что многие аналитики расценивают последние события не столько как внешний инфляционный шок, вызванный набором конкретных причин, сколько как установление нового тренда ускорения инфляции. Если подобные опасения подтвердятся (а скорее всего, так и будет), предпринятые правительством в ноябре меры по сдерживанию инфляции окажутся нерезультативными. В этом случае по истечении срока ноябрьской "заморозки" цены на основные товары резко пойдут вверх. Продление сроков "заморозки" только усугубит ситуацию.

На сегодняшний день вероятность перерастания повышенной инфляции в новую экономическую реальность достаточно высока. Этому способствуют как продолжающийся рост доходов населения и связанный с этим потребительский бум, так и ожидаемое в следующем году повышение основных тарифов.

Подводя итоги уходящего года, можно сделать ряд интересных выводов, которые, возможно, помогут объяснить развитие экономической ситуации в стране и мире в ближайшем и среднесрочном будущем. С одной стороны, последние американские события свидетельствуют о том, что сложившаяся в последние годы в развитых странах концепция главенства потребления претерпит серьезные изменения. Это вовсе не означает, что уровень и характер потребления в США, ЕС и других богатых странах упадет до уровня потребления Африки или беднейших стран Юго-Восточной Азии, но и прежним он вряд ли останется. Ипотечный кризис в США в очередной раз доказал, что "чудес не бывает" и никакие кредиты и ипотеки не позволят человеку владеть тем, на что он не в состоянии заработать. Неизбежная корректировка потребительской доктрины в странах Запада является хорошим примером и для России, только вступившей на путь потребительского бума и уже готовой повторить ошибки "первопроходцев", а также, возможно, наделать еще и массу своих собственных.

О том, что ждет российскую и мировую экономику в следующем году, читайте в первых выпусках "Yтра" 2008 года.

Выбор читателей