Стандартная религиозность

Чиновники одобрили предложенную РПЦ концепцию создания нового школьного курса, открыв тем самым православным священникам двери в школы. Это сделает связь Церкви с Кремлем еще прочнее и оттолкнет часть россиян




Предложения Русской православной церкви будут учтены Российской академией образования при подготовке нового государственного стандарта образования. Такую рекомендацию РАО получила от Минобрнауки. Чиновники одобрили предложенную РПЦ концепцию создания нового школьного курса "Духовно-нравственная культура", открыв тем самым православным священникам двери в школы.

Эксперты считают, что это решение Минобрнауки можно считать поражением в противостоянии с РПЦ, длившемся около шести лет. О необходимости введения в школьный курс дисциплины "Основы православной культуры" в РПЦ заговорили в 2002 году. Предлагали включить новый предмет в обязательную программу и охватить весь период школьного обучения от 1 до 11 класса. Недовольство инициативой православных священников высказывали представители иных конфессий, их поддержали чиновники.

Тогда РПЦ сменила тактику и заговорила о необходимости изучать основы духовно-нравственной культуры в рамках факультативных занятий с согласия родителей и при обязательном учете интересов неверующих граждан. Возражения и напоминания Минобрнауки об отделенности церкви от государства и о поликонфессиональности современного российского общества тонули в пропагандистских выступлениях служителей культа.

В прошлом году чиновников от образования поддержали некоторые видные ученые, указавшие на угрозы клерикализации общества. Но на сей раз Минобрнауки согласился с рекомендациями РПЦ, вынужденно признав, что предложенная православной церковью концепция подразумевает равное участие в образовательном процессе представителей иных конфессиональных организаций, а также возможность изучения основ нравственности не с религиозной, а с философско-культурологической точки зрения.

Все время, пока шли дебаты о целесообразности и форме введения в школьную программу курса "Духовно-нравственная культура", РПЦ аппелировала к просьбам миллионов верующих людей. Правда, каким образом были получены эти ходатайства, так и осталось неясным. Можно с уверенностью предположить, что голоса противников преподавания религиозных курсов школьникам также исчисляются миллионами.

РПЦ немного блефует. В обществе и среди ученых-социологов не существует единого мнения о настоящем и будущем церкви в светском государстве. Результаты социологических исследований религиозности россиян разнятся в зависимости от заказчика и исполнителей проекта. Так, в одном из первых независимых опросов в 1989 г. 53 % опрошенных признали себя неверующими и только 20 % осознавали себя православными. В 2002 г. 65 % россиян называли себя верующими, из них 57,6 % - православными, а 7,4 % исповедовали иные религии. Воцерковленных православных по данным социологов оказывалось и того меньше – 12 % в 2005 году. Цифра эта в постсоветской России несколько сократилась за счет увеличения численности полу- и слабовоцерковленных, в терминологии социологов.

РПЦ, в свою очередь, ссылается на сокращение числа атеистов в России вдвое за период с 1991 по 2006 г., в то время как численность верующих (преимущественно православных) увеличилась с 34 % до 62 % за тот же интервал времени. К этому православные священники часто добавляют, что число верующих иных конфессий сокращается, а распространение православия и степень воцерковленности напрямую зависят от количества храмов в России. Нетрудно заметить, что данные ученых и РПЦ разнятся, и выводы из исследований можно сделать любые.

Примечательно, что против введения религиозного курса в школьную программу выступают представители всех остальных наиболее крупных конфессий России: мусульмане, иудеи, католики и протестанты. Принцип светскости школ является неоспоримым для всех, кроме РПЦ. "Иноверцы" считают достаточным преподавание религиозных основ для всех желающих в рамках воскресных школ. При том что РПЦ декларирует готовность к сотрудничеству со всеми конфессиями, привычка православных иерархов манипулировать голосами верующих и закрепление за РПЦ неофициального статуса государственной церкви вряд ли могут способствовать сотрудничеству.

"Школьная" инициатива Русской православной церкви находится в русле основного тренда последних лет по воспитанию патриотизма и формированию новой идеологии Великой России и, безусловно, поддержана властями. Сегодняшняя капитуляция Минобрнауки - тому подтверждение. Можно вспомнить еще о поспешности, с которой выполняются просьбы руководства РПЦ о возвращении в руки Церкви национализированного некогда имущества, главным образом собственности. Признание того факта, что россияне из всех государственных и общественных институтов наибольшее доверие испытывают к РПЦ, - палка о двух концах и подчеркивает взаимную зависимость Церкви и Кремля. Допуск РПЦ в школы сделает эту связь еще прочнее и оттолкнет от партнеров часть россиян.

Выбор читателей