Гражданская авиация осталась без пилотов

В России становится все меньше пилотов. Ежегодно из авиакомпаний уходят по 500 летчиков, при этом учебные заведения выпускают всего 200 специалистов, поэтому обновления кадров не происходит




Крупные российские авиакомпании всерьез озаботились проблемой нехватки кадров. В марте они намерены создать учебный летательный отряд, для подготовки которого будут использоваться собственные ресурсы компаний-перевозчиков. Решительные меры необходимы, так как через пару лет в России может вообще не остаться квалифицированных пилотов. Например, свою летную школу планирует создать "Аэрофлот". Ирина Данненберг, пресс-секретарь авиакомпании, рассказала газете "Новые известия", что компания сейчас ведет переговоры о приобретении новых учебных самолетов, разрабатываются программы для обучения. Кроме того, у "Аэрофлота" есть большой опыт эксплуатации современных летательных аппаратов, высококвалифицированные инструкторы и преподаватели. "Будем готовить пилотов и для себя, и для сторонних заказчиков. Это снимет остроту проблемы, однако полностью ее не решит. Кадровый голод в гражданской авиации будет лишь нарастать", - заявила пресс-секретарь.

Ежегодно из авиакомпаний уходят по 500 летчиков, при этом учебные заведения выпускают около 200 специалистов, то есть обновления кадров не происходит. На сегодняшний день средний возраст списания среди российских пилотов является предпенсионным - 50 лет. Дело в том, что наши летчики, несмотря на высокую по российским меркам зарплату, переходят работать к зарубежным конкурентам. К 2015 г. нашей стране не будет хватать восемь тысяч пилотов, способных водить магистральные лайнеры.

Проблема нехватки летчиков гражданской авиации официально признана в России уже давно, сообщают "НИ". В прошлом году на совещании Экспертного совета по проблемам законодательного обеспечения развития оборонно-промышленного комплекса гендиректор "Аэрофлота" Валерий Окулов сообщил, что в 2009 г. нехватка составит более 300 пилотов. "В этом году дефицит летного состава в целом по отрасли достигнет примерно 500 человек", - рассказала Ирина Данненберг.

Причин у печальной тенденции несколько. Во-первых, в России всего четыре училища и один университет, которые выпускают специалистов по управлению самолетами. Раньше пилотов готовили шесть учебных заведений, и каждое – по 500 человек в год. "Сейчас мы просим, пока не поздно, принять 700 человек, а в 2009 г. 750", – сообщил на Экспертном совете гендиректор "Аэрофлота". Проблема есть также с техникой, которая используется для обучения специалистов. Сейчас курсантов учат на одномоторных Як-18 и Як-40. В то же время по стандартам Международной организации гражданской авиации (ИКАО) выпускной полет курсант должен совершить на двухмоторном самолете. Но в средних летных учебных заведениях таких машин нет.

Добавим также, что недостаточно хорошая подготовка пилотов часто становится причиной авиакатастроф. Заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов в своем интервью "Российской газете" сказал, что таких аварий, как в Иркутске или под Донецком могло бы не быть, если экипажи были бы подготовлены по всем канонам летно-методической работы. Олег Смирнов полагает, что за последние 15 лет система летной подготовки деградировала.

В ближайшее время количество выпускников, способных полностью восполнить нехватку в квалифицированных летчиках, не сможет резко увеличиться. В связи с этим одни компании решили сократить число рейсов, другие ведут переговоры о сотрудничестве с военными летчиками. Многие переучивают штурманов и бортинженеров на пилотов. "На иностранной технике, которая сейчас активно вводится в эксплуатацию, штурманы не нужны, - объяснил "НИ" летный директор ГТК "Россия" Сергей Мальцев. - В связи с этим высвобождается большое количество молодых специалистов".

Выбор читателей