Лучшие враги хорошего

Список финалистов последнего Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, несмотря на существенные недостатки в голосовании, включает сплошь качественные работы


ФОТО: animator.ru



Поскольку сухая информация о победителях минувшего Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале мало что говорит о собственно зрительских впечатлениях от кинопоказа, попытаюсь рассказать о тех фильмах, которые так или иначе пришлись по душе экспертам и лидировали среди более чем 150 работ.

Легче остальных победить мог фильм "отшельника" из Екатеринбурга Дмитрия Геллера. Я его так называю в силу крайней "нетусовочности" режиссера, его, несмотря на сравнительно молодой возраст, полнейшей отстраненности от шумной анимационной братии, представляющей, по сути, особый мир так и не повзрослевших до конца больших и, как правило, добрых детей. Кино Геллер снимает сугубо "артхаусное", не рассчитанное на широкую аудиторию, довольно аутичное, однако почти все его работы так или иначе входят в топы фестивальных номинаций. На сей раз он занял второе место в рейтинговом голосовании, уступив совсем немного победителю – Ване Максимову.

Фильм Геллера называется "Мальчик" и повествует о лошадках, которые перед смертью путешествуют где-то в преддверии лошадиного рая, напоминающего человеческий ад. Музыка авангардного американского саксофониста Джона Зорна и нарочито небрежное, как бы созданное ребенком изображение, которым очень любят пользоваться художники, рассказывая о своих инфантильных переживаниях, прекрасно интонируют в этом фильме, и такие лобовые приемы лишь усиливают ощущение, что нам рассказывается какая-то глубоко метафоричная история из жизни самого автора. Лошади бредут по снегу, попадают в опасность, в какой-то момент испытывают все те напасти, что и подросток, сталкиваясь с миром фантомов взрослого, чтобы в финале маленьким жеребенком найти утешение под родительской защитой. Как и другие фильмы Геллера, "Мальчик" полон аллюзий, которые дали бы пищу батальону психоаналитиков, но его высокое место вполне оправданно как с эмоциональной, так и с художественной точки зрения.

Третье место и приз художнику Марине Курчевской достался проекту студии "Пчела" по повести Гоголя "Старосветские помещики" под названием "Он и Она". Эта студия, созданная творческой семейной парой Мария Муат – Владимир Голованов (режиссер – сценарист), только что отпочковалась от студии "Анимос" – до сей поры бывшей, пожалуй, единственной, традиционно создающей наиболее интересные в профессиональном отношении некомпьютерные трехмерные проекты, где мультипликат, то есть экранное движение кукол, равно как и их исполнение, – каждый раз само по себе художественное явление. Вряд ли я могу назвать это кино своим фаворитом, поскольку Гоголь в моем представлении писал о чем-то ином, чем то, что демонстрируют несколько слащавые персонажи этого фильма, но техническое исполнение и работа Курчевской и в самом деле слабо поддается критике.

На четвертом месте очередной проект студии "Пилот" из "Горы самоцветов" – фильм режиссера Елены Черновой "Заяц-слуга", на мой взгляд, совершенно незаслуженно обойденный фестивальным вниманием. Впрочем, "Гора" настолько популярна у главного адресата – детей, что этому фильму не стоит гнаться за формальным признанием. В этой кукольной сказке применен театральный прием, которым не часто пользуются аниматоры – действие начинается с того, что рука невидимого кукловода дергает за веревочку и сцена поворачивается, наполняя экран смешными, стильно выполненными персонажами татарского фольклора. Гэги и находки щедро рассыпаны по полотну, и остается лишь представить, как бы выглядели сцены, будь у режиссера возможность непосредственно влиять на процесс съемки (фильм снимался дистанционно: Елена Чернова работает в Москве, а кукол оживляли в Риге). Но и без того кино получилось смешным и добрым.

Пятым шел мой личный фаворит, фильм Алексея Алексеева "Полярная яма". Почему ему не досталось в Суздале ничего существенного – ума не приложу; возможно, это издержки системы подсчета и учета голосов, вызывающей огромные нарекания и споры. Дело в том, что члены экспертного совета в количестве 33 человек имеют право голосовать за свои же фильмы, таким образом, некоторые результаты от авторов вполне могут (и, на мой взгляд, должны) быть оспорены. Двухминутная шутка о совах, выбирающихся из снежной ловушки, – как раз та, что заставляет любить анимацию как вид искусства, в котором невозможное-смешное становится сперва волшебным, а иногда и обыкновенным делом. Я вообще всячески приветствую лаконизм и минимализм в киноискусстве и очень люблю придуманные анекдоты, поскольку совершенно не понимаю, как это делается. Леше удается и то и другое, но для тех, кто его знает и с ним дружит, это не является открытием. Талантливые люди за что ни берутся – все у них получается.

И, наконец, на шестом месте лауреат Суздаля в двух номинациях – "Дебют" и "Лучшее детское кино", питерская художница Дарина Шмидт со своей "Маленькой Василисой". Эта работа – оммаж "самоцветовским" упражнениям Константина Бронзита, где Дарина была художником на "Коте и лисе", однако, по замечанию критика Дины Годер, с подачи "Горы" вырабатывается уже особый канон. Персонаж Дарины Шмидт очень напоминает Жихарку из одноименного фильма четы Ужиновых, да и почти все приемы этой жестокой сказки по стилистике очень характерны и узнаваемы любителями пилотовского проекта. "Маленькая Василиса" – редкий случай, когда хороший художник-постановщик обретает имя как автор картины, поскольку анимация – искусство, где лавры всегда достаются только режиссеру. В данном случае таланты совпали, и остается пожелать автору удач в дальнейшем.

Выбор читателей