Еще одна историческая клюква

Главное достижение "Еще одной из рода Болейн" – радикальная модернизация, превратившая историческую хронику в подобие сериала "Бедная Настя" на тему тяжелого положения женщин в средневековой Англии

Еще одна из рода Болейн (The Other Boleyn Girl)
Великобритания–США, 2008
Режиссер: Джастин Чедвик
В ролях: Натали Портман, Скарлетт Йоханссон, Эрик Бана, Кристин Скотт-Томас





"Еще одна из рода Болейн" – еще одна историческая клюква высшей пробы. Две голливудские звездочки - Натали Портман и Скарлетт Йоханссон - играют в этом фильме двух английских сестер, которые вошли в историю. Точнее, в историю вошла только одна – Анна Болейн, вторая жена короля Генриха VIII, мать Елизаветы I, казненная вскоре после ее рождения. Писательница Филиппа Грегори вытащила из небытия примечаний к историческим сочинениям ее сестру, Мэри Болейн, и сделала героиней своего романа, в меньшей степени основанного на фактах, чем на их вольной интерпретации.

В романе Грегори и фильме Джастина Чедвика героиней становится Мэри, "вторая Болейн", отставленная любовница английского короля, возможно, перед тем бывшая любовницей и французского короля, единственная из Болейн, которой не коснулось обвинение в государственной измене, опала и насильственная смерть. Достоверно не известно даже, была ли Мэри младшей сестрой Анны Болейн или старшей. Филиппа Грегори сделала Мэри младшей, обошедшей идущую первой по старшинству Анну и в замужестве, и в привязанности короля.

Питер Морган, получивший все возможные призы за сценарий из жизни современной британской монархии – "Королева", был знаком и с нужным историческим периодом, написав сценарий двухсерийной постановки "Генрих VIII". В "Еще одной из рода Болейн" он превращает историю в сказку о двух сестрах – доброй и злой. Амбициозная Анна (Натали Портман) и простушка Мэри (Скарлетт Йоханссон) борются за короля (Эрик Бана) настолько откровенно, что кажутся скорее героинями братьев Гримм, чем исторических хроник. Их дядюшка, герцог Норфолк (Дэвид Моррисси), мечтающий прибрать короля к рукам с помощью одной из племянниц, – типичный сказочный злодей.

При общей фантастичности всего действия, главное достижение "Еще одной из рода Болейн" – радикальная модернизация, превратившая историческую хронику в подобие сериала "Бедная Настя" на тему тяжелого положения женщин в средневековой Англии. Анна Болейн выступает здесь иконой феминизма, Мэри Болейн – жертвой любви и соперничества, а их брат Джордж Болейн (Джим Стерджесс) – гомосексуалистом, ложно обвиненным в инцесте.

Благородная мать семейства Болейн (Кристин Скотт-Томас) не может противиться судьбе, которую рисуют для ее детей мужчины, жаждущие власти и влияния. Мэри, только что вполне удачно вышедшая замуж за бедного дворянина, не может противостоять внезапному решению короля определить ее ко двору потому лишь, что она привлекла его внимание. Анна, потратившая столько сил на удовлетворение своих амбиций, в конечном итоге оказывается предана собственными подданными и собственными родственниками.

В фильме Джастина Чедвика, больше всего известного в качестве режиссера сериала "Холодный дом" по Диккенсу, осовремениваются не только мотивы героев, но и их поведение и речь: придворный сообщает английскому королю о неудачном разрешении королевы от бремени в тех же выражениях, как врач в среднем американском сериале сообщает о смерти больного его близкому родственнику. Скарлетт Йоханссон в роли "хорошей сестры" по обыкновению отделывается надутыми губками. Натали Портман в роли "плохой сестры" достаются страстные монологи со сдержанными рыданиями. Эрик Бана в роли короля предстает колоссом на глиняных ногах, рабом собственной похоти, марионеткой в прекрасных ручках Анны Болейн.

Беготня вокруг королевской постели, естественно, обставляется в лучших традициях голливудской исторической продукции: с оскароносными художниками по костюмам, лучшими декораторами и настоящими английскими замками на заднем плане. Достойным просмотра этот фильм делает, пожалуй, лишь уморительная серьезность всего предприятия, где английский режиссер по сценарию английского сценариста выдает за английскую аристократию американских старлеток и австралийского плейбоя, которые, в свою очередь, притворяются, что вся эта история достойна их актерских амбиций.

Выбор читателей